Опрос: четверть российских компаний увеличили объем работы в ESG

Большинство российских компаний продолжают придерживаться ранее установленных ESG-целей, несмотря на изменения экономических условий последних лет: 25% компаний увеличили объем работы в области ESG и лишь 1% компаний полностью сократил ESG-деятельность. Такое соотношение показал опрос 107 российских компаний различных отраслей, проведенный летом «Лигой зеленых брендов» (ЛЗБ).

По мнению заместителя руководителя «Роскачества» Александра Чумака, результаты опроса демонстрируют готовность бизнеса инвестировать в устойчивое развитие и экологические проекты, даже когда внешние условия оказывают давление. «Отрадно, что 60% компаний уже участвуют в ESG-рейтингах и активно используют их для повышения репутации и привлечения инвестиций», – отметил он.

Опрос показал, что наиболее востребованным является ESG-рейтинг российских компаний PA RAEX. При этом 10% компаний не знакомы с темой ESG-рейтингов.

В целом же нефинансовая отчетность по ESG остается важным аспектом работы в области устойчивого развития, однако значительная часть компаний еще не вовлечена в этот процесс: 50% компаний ее публикуют, 10% – готовят, но не публикуют нефинансовую отчетность или не осведомлены о необходимости публикации, а 30% компаний не занимаются подготовкой такой отчетности.

Также более половины опрошенных компаний (51%) не готовы участвовать в зеленом реестре или рейтинге, но планируют рассмотреть этот вопрос в будущем. Еще 17% компаний оценивают свою готовность к участию в зеленом рейтинге, а 6% уже готовы принимать участие в зеленом реестре и рейтинге.

Таким образом ESG остается приоритетным направлением для большинства компаний. Участие в ESG-рейтингах воспринимается как возможность улучшить репутацию (71% компаний) и привлечь инвестиции (40%).

Кроме того, опрос показал, что 65% компаний считают зеленые госзакупки способствующими улучшению экологической обстановки и снижению затрат на лечение заболеваний, связанных с загрязнением. В то же время 59% компаний отмечают улучшение репутации от участия в таких закупках, а 51% считает, что это поможет сократить расходы на энергию и ресурсы. При этом 71% компаний считает необходимым публичное размещение информации о процессе зеленых закупок, 65% выступают за четкие критерии оценки предложений при выборе победителей, что снизит коррупционные риски, а 60% считают важными обучающие мероприятия и внедрение системы мониторинга и отчетности.

«Для развития зеленых госзакупок и озеленения цепочек поставок требуется комплексный подход: необходимо повышать прозрачность и доверие через публичное размещение информации и внедрение систем мониторинга, а также развивать стимулы для малого и среднего бизнеса», – прокомментировал Чумак.

ЛЗБ выявила, что 50% компаний имеют зеленые сертификаты на продукцию, 28% прошли сертификацию в системе экологического менеджмента, около 9% компаний имеют сертификаты по устойчивому лесопользованию, органической продукции и жизненному циклу.

Оценка поставщиков на соответствие ESG-принципам становится все более важным аспектом устойчивого развития: более половины участников исследования оценивают поставщиков на соответствие принципам устойчивого развития, около 50% имеют кодекс поставщика, 35% компаний включают в него требования к социальной ответственности, 30% добавляют обязательства по снижению выбросов парниковых газов и использованию возобновляемой энергии, а 25% компаний прописывают положения по управлению отходами.

Исследование предваряет появление на рынке нового добровольного национального стандарта ГОСТ Р «Устойчивое развитие бренда», которое ЛЗБ подготовила совместно с «Роскачеством» в интеллектуальном партнерстве с компанией «Деловые решения и технологии» (ДРТ), рассказала председатель ЛЗБ Анастасия Попова.

«Стандарт дает определение зеленого бренда и направлен на создание единого подхода на рынке для оценки зеленых поставщиков. В конце лета он прошел голосование технического комитета “Роскачества” и сейчас проходит процедуру нормоконтроля, – уточнила Попова. – Национальный зеленый стандарт открывает возможность систематизации и развития рынка зеленых закупок, причем не только коммерческих, но и государственных».