Наличие независимой оценки нефинансовой отчетности повышает доверие к компании
Какие варианты заверения существуют в РоссииНезависимая проверка публичной нефинансовой отчетности в России развивается с начала 2000-х гг. Среди первых отчетов с заключением профессионального аудитора – нефинансовые отчеты за 2004 г. компаний «Норильский никель», «Лукойл», «БАТ Россия». Первопроходцем в практике проведения общественных слушаний по публичной нефинансовой отчетности за 2004–2005 гг. стала компания РАО «ЕЭС России».
С 2009 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) начал проводить процедуру общественного заверения. К числу игроков, предоставляющих услуги общественного заверения, в 2024 г. присоединилась Общественная палата (ОП) РФ и Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ. Велико внимание и российских регуляторов к этой теме. О заверении сказано в Концепции развития публичной нефинансовой отчетности, утвержденной распоряжением правительства РФ в 2017 г., информационных письмах и рекомендациях Банка России по устойчивому развитию, методических рекомендациях Минэкономразвития по отчетности об устойчивом развитии. Московская биржа относит заверение публичной нефинансовой отчетности к примерам лучшей практики устойчивого развития эмитентов. Наконец, проект Стандарта отчетности об устойчивом развитии Минэкономразвития, размещенный на портале проектов нормативных правовых актов в сентябре 2024 г., рекомендует проводить в отношении такой отчетности общественное заверение и профессиональное подтверждение.
Показательны и цифры. Если в начале 2000-х гг. доля отчетов, прошедших независимую проверку аудиторской организации, составляла до 30%, и столько же компаний проводили общественные консультации (общественный аудит), то по итогам 2023 г. аналогичные цифры составляли уже порядка 50% по каждому из направлений. Примерно 30% отчитывающихся компаний заявляли о планах по проведению двух видов подтверждения сразу. Так что рост востребованности и интереса к теме заверения очевиден.
Разберем подробнее, какие варианты независимой проверки публичной нефинансовой отчетности применяются в России, в чем их особенности, которые необходимо принять во внимание при выборе подходящего варианта.
Профессиональное подтверждение (также используются термины «заверение», «аудит») нефинансовой отчетности предполагает привлечение к проверке аудиторской компании. Чаще всего такие организации оказывают услуги по проверке нефинансовой отчетности в соответствии с международным стандартом заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ) 3000, введенным в действие на территории России приказом Минфина в 2016 г.
В перспективе также ожидается широкое применение международного стандарта ISSA 5000 «Общие требования к заданиям, обеспечивающим уверенность в информации об устойчивом развитии», утвержденного Советом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB) в сентябре 2024 г., официальная публикация его ожидается в начале 2025 г. Отмечу, что у аудиторской компании действуют жесткие профессиональные стандарты, этические требования и процедуры контроля. Взаимодействие с аудируемым лицом выстроено на базе договора, фиксирующего предмет, стандарты и критерии проверки, а также состав аудиторских услуг. Объем проверки и применяемые процедуры зависят от согласованного аудиторского задания: например, задание проверить соответствие отчета требованиям GRI Standards и задание проверить, что указатель GRI в отчете составлен в соответствии со стандартами GRI предполагают абсолютно разный набор процедур и сроки исполнения.
Как правило, проверка соответствия отчета требованиям GRI Standards – процесс небыстрый, порядка нескольких месяцев. Она подразумевает несколько итераций рассмотрения аудиторской организацией версий публичного нефинансового отчета. Наряду с проверкой текста и оценкой соответствия раскрытия информации требованиям различных стандартов публичной нефинансовой отчетности (например, GRI), аудитор проверяет достоверность данных в отчете, посещает подразделения компании, проводит интервью и т. д. На выходе клиент получает заключение за подписью практикующего специалиста аудиторской организации. Отмечу, что привлечение аудитора на ранней стадии подготовки отчета обеспечит наивысшую эффективность работы, позволит максимально полно учесть замечания и снизить число возможных оговорок в заключении.
Общественное заверение нефинансовой отчетности предполагает привлечение широкого круга экспертов, представителей общественности к анализу публичного отчета. При этом оно не предполагает подтверждения достоверности информации в отчете и основывается исключительно на его тексте, а также устных пояснениях представителей компании, которые она дает в ходе взаимодействия при прохождении процедуры общественного заверения. В российской практике существует две формы общественного заверения.
Во-первых, это проверка некоммерческой организацией. РСПП осуществляет проверку раскрываемых компаниями сведений на соответствие принципам ответственной деловой практики Социальной хартии российского бизнеса и Глобального договор ООН. Общественное заверение организация проводит Совет РСПП по нефинансовой отчетности, индексам и рейтингам устойчивого развития (Совет) на основании открытого регламента. Такую проверку на середину 2024 г. прошли 263 нефинансовых отчета 64 компаний. По ее итогам выдается свидетельство за подписью председателя РСПП и заключение за подписью председателя Совета.
Во-вторых, это общественные консультации с представителями заинтересованных сторон. Участниками консультаций подписывается заключение, предмет которого может варьироваться. Например, заключение о полноте учета в проекте отчета замечаний и предложений заинтересованных сторон, полученных компанией при проведении диалогов. Или заключение о соблюдении компанией принципов подготовки отчетности. Ключевым моментом здесь, по моему мнению, как, впрочем, и во всем независимом заверении, является компетентность и независимость специалистов, подписывающих заключение об общественном заверении в вопросах, которые оно охватывает. Именно это формирует базис доверия к документу. Пионерами и наиболее приверженными последователями такого общественного заверения у нас в стране являются электроэнергетическая и атомная отрасли. В качестве примера возможной аудитории проверяющих перечислю, представители каких групп заинтересованных сторон подписали заключение об общественном заверении годового отчета одной из компаний атомной отрасли: научное, образовательное сообщество, СМИ, экологические организации, акционеры.
Заключение о независимом заверении всегда являлось особым индикатором качества публичной нефинансовой отчетности и процессов ее подготовки. Выбор подходящего варианта проверки необходимо начать с понимания того, что будет проверять привлекаемая сторона и оценке готовности компании к этой проверке. Важную роль играет возможность неизбежной корректировки графика подготовки отчета, рост нагрузки на подразделения по предоставлению подтверждающей информации по запросам аудитора, а также стоимость проверки. Как показывает практика, показатели доли отчетов, прошедших внешнюю независимую проверку, растут, а это значит, что выгоды, которые компания получает по итогам такой проверки, превышают затраты на ее проведение.