Зеленая повестка в Европе ослабевает
Европа сталкивается с растущим сопротивлением намеченным планам по борьбе с изменением климата и защите окружающей среды. Reuters приводит факты политического сдерживания исполнения обязательств по устойчивому развитию в разных странах.
Великобритания
Премьер-министр Великобритании Риши Сунак 20 сентября объявил, что откладывает запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2030 г. на 2035 г. При этом Сунак отрицает, что он смягчает климатические цели, говоря о том, что Великобритания может позволить себе более медленный прогресс, потому что она «настолько далеко впереди». Однако не так давно, в июне, британские советники по климату заявляли, что страна делает недостаточно для достижения своей цели по нулевому выбросу в середине столетия.
Германия
Германия на неопределенный срок приостановит планы по ужесточению стандартов изоляции зданий, заявил 24 сентября министр окружающей среды Роберт Хабек после жалоб представителей промышленности, что эти меры являются слишком дорогостоящими и наносят ущерб строительному сектору.
В сентябре был также принят законопроект о поэтапном отказе от систем масляного и газового отопления, при этом консерваторы раскритиковали его как слишком дорогостоящий, а защитники окружающей среды – как недостаточно сильный. Споры по поводу закона привели к тому, что правящая коалиция согласилась смягчить первоначальный законопроект. Этот скандал помог ультраправой партии «Альтернатива для Германии» занять второе место в опросах. Партия оспаривает, что деятельность человека является причиной изменения климата.
Представители авиационной отрасли, в том числе генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор, также предупредили, что достичь новых целей ЕС по устойчивому авиационному топливу (SAF) при нынешнем производстве будет невозможно.
Италия
Правое правительство Италии выступает против ряда инициатив ЕС, направленных на экологизацию экономики, утверждая, что местный бизнес не может достичь целей переходного периода. Италия потребовала, чтобы ЕС смягчил директиву, направленную на повышение энергоэффективности зданий и переписал планы по поэтапному отказу от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В соответствии с нынешней политикой Италия отстает от графика в достижении целей по декарбонизации к 2030 г.
Нидерланды
Фермерско-гражданское движение (BoerBurgerBeweging, BBB), основанное в 2019 г. в противовес планам правительства по резкому сокращению загрязнения азотом на фермах, стремительно набирает популярность. На волне протестов против экологической политики правительства оно неожиданно победило консервативную партию VVD на региональных выборах в марте. Подъем BBB стал серьезным ударом по последнему коалиционному правительству, которое рухнуло в июле. Если BBB добьется больших успехов, это может поставить голландскую политику по ограничению выбросов азота в противоречие с политикой ЕС.
Польша
Правительство Польши, где в октябре будут выборы, пошло еще дальше, подав в суд на Брюссель по поводу запрета ЕС на автомобили с двигателем внутреннего сгорания в 2035 г. и сокращения бесплатных разрешений на выбросы CO2 . Столкнувшись с давлением со стороны профсоюзов горнодобывающих предприятий, Польша также отложила план по сокращению своей зависимости от угля.