Счетная палата поставила вопросы реализации «мусорной реформы» на особый контроль

Реализация реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) находится в поле постоянного внимания Счетной палаты. Однако результаты проверок свидетельствуют, что федеральный проект по ТКО не в полной мере справляется с поставленными задачами. О том, в чем причины такой ситуации и какие рекомендации дает контрольное ведомство рассказал аудитор Счетной палаты (СП) Сергей Мамедов.

«Отмечу, что Минприроды и Российский экологический оператор (РЭО) сделали немало. Проведена большая работа с регионами. Территориальные схемы обращения с отходами приведены в соответствие с параметрами федеральной схемы. В субъектах определены инвесторы, которым оказывается государственная поддержка для создания мощностей по обработке и утилизации отходов. Однако в реализации «мусорной реформы» остается ряд недостатков», – считает Мамедов. Одной из причин возникновения такой ситуации являются темпы создания мощностей по обработке и утилизации ТКО.

В этом году субъектами создано 25 объектов обработки, пять объектов утилизации, два объекта размещения, мощность которых в общей сложности составляет около 4 млн т в год. Объекты обработки и утилизации ТКО мощностью около 1 млн т в год, которые должны были быть созданы с участием финансовой поддержки из федерального бюджета, в эксплуатацию еще не введены.

СП считает, что не до конца решены проблемы информационного обеспечения. Отсутствие единой государственной системы учета ТКО не позволяет эффективно осуществлять управление системой обращения с отходами, определять значения показателей, характеризующих объемы утилизации и обработки отходов, а также объемы финансирования на создание комплексной системы обращения с отходами.

Еще одна важная причина, по мнению СП, – несовершенство законодательного обеспечения реформы. Начало ее реализации было отложено на два года из-за неготовности необходимых для этого нормативно-правовых актов как на федеральном, так и на региональном уровне. Некоторые нормативные акты были приняты с задержкой от шести месяцев до двух лет.

По результатам одной из проверок в сфере обращения с ТКО СП указывала, что действующий механизм расширенной ответственности производителей (РОП), который реализуется с 2015 года, не в полной мере обеспечивает решение задач по повышению утилизации отходов и снижению их захоронения. Правительством РФ в 2020 году была утверждена концепция совершенствования РОП. Она в том числе предполагала введение с 2022 года норматива утилизации 100% в отношении произведенной и ввезенной упаковки, а к 2030 году – поэтапно в отношении всех товаров.

По данным РЭО, при введении указанной нормы увеличение доходов федерального бюджета от экологического сбора составило бы в 2022 году более 10 млрд руб., в 2023 году – более 14 млрд руб. При этом разработанный Минприроды в 2021 году и доработанный в 2022 году законопроект, предполагающий совершенствование этого механизма, в Государственную Думу пока не внесен.