Японский опыт устойчивого развития может быть полезен для России

Страна восходящего солнца открывает для себя новые точки роста экономики, промышленности и национального благосостояния

Реализация принципов устойчивого развития для каждого государства индивидуальна. Не существует универсального руководства к действию, и связано это, в первую очередь, с разнообразием исходных условий. Если посмотреть на страны, которые уже достигли углеродной нейтральности, такие как Габон, Гайана или Мадагаскар, то мы видим, что они значительно слабее развиты экономически по сравнению, например, с Китаем, Японией, ЕС или США. Поэтому их пример относительно быстрого достижения результатов декарбонизации не является показательным для крупнейших мировых экономик. Чем сильнее развита экономика и промышленность государства, тем сложнее ему внедрять принципы ESG.

В России ESG-повестка начала развиваться относительно недавно. И с самого начала – в «мягкой» форме, что заметно отличает нашу страну от ЕС, но при этом сближает с Японией. Если подход западных стран к ESG – это жесткие регуляторные меры и строгое законодательство, то Япония, как и Россия, выбрала для себя совершенно иной путь устойчивого развития. Возможно, в чем-то ее подход соответствует национальному мировоззрению. Но в основном это ответ японцев на сложившиеся экономические обстоятельства. Мы имеем в виду период долговременного экономического «застоя» в экономике страны, названный «потерянным тридцатилетием», который начался в начале 1990-х гг. с краха финансового рынка и характеризуется дефляцией и стабильно ухудшающейся демографической ситуацией.

Япония – одна из самых технологически развитых стран мира, но она постоянно получает низкую прибыль и испытывает сильный недостаток в долгосрочных инвестициях. Об этом в 2014 г. писал в своем обзоре конкурентоспособности и стимулов для устойчивого роста профессор Высшей школы бизнес-администрирования университета Хитоцубаси Кунио Ито. По его мнению, ключ к формированию и поддержанию национального богатства – эффективность капитала и создание стоимости. Опубликованный обзор стал импульсом для дальнейшего анализа ситуации. Так, министерство экономики, торговли и промышленности Японии, основываясь на результатах исследования Ито, выпустило руководство по совместному созданию стоимости, включающее рекомендации по интеграции ESG-показателей при раскрытии корпоративной нефинансовой отчетности.

В Японии, как и в России, нет единого законодательного регулирования устойчивых инвестиций и раскрытия информации в сфере ESG. При этом со своими предложениями и инициативами периодически выступают японские государственные структуры и общественные организации. К примеру, министерство иностранных дел Японии в 2019 г. опубликовало Национальный план действий, посвященный бизнесу и правам человека. В перечень задач плана входит в том числе обеспечение и повышение международной конкурентоспособности и устойчивости японских предприятий. Ранее, в 2015 г., Государственный инвестиционный пенсионный фонд Японии раскрыл свою политику в сфере ответственного инвестирования и с тех пор на ежегодной основе публикует отчет в области устойчивого развития. Именно с запуска этих публикаций началась активная экспансия ESG во все сферы деятельности японского государства, бизнеса и общества.

В дополнение к внутренним ESG-задачам японцы активно работают в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), выступив в 2023 г. с инициативой Asia Net Zero Community (AZEC). При этом Япония является единственным поставщиком финансовых, технологических и консультационных услуг, в том числе за счет средств, полученных от облигаций климатического перехода, в эмиссии которых страна является пионером. Именно Япония первой в 2024 г. зарегистрировала этот новый биржевой ESG-инструмент. Таким образом, страна принимает участие в формировании декарбонизированного азиатского общества, параллельно развивая свой путь устойчивого развития, технологии для достижения ESG-целей и собственную экономику. «Мягкий» путь внедрения принципов ESG позволил безболезненно адаптировать их для японского общества, вовлечь в реализацию повестки устойчивого развития ключевые органы государственной власти, а также использовать вышеперечисленные инструменты для восстановления национальной экономики после тридцатилетнего застоя. Сегодня мы видим синергию, результатом которой, по замыслу японского руководства, должны стать экономический рост, повышение национального благосостояния, достижение декарбонизации и экспансия Японии в АТР.

Как мы уже отметили выше, в России нет специализированного законодательства по регулированию ESG. При этом пока нет и такого уровня вовлеченности федеральных и региональных органов государственной власти в ESG-повестку, какой мы наблюдаем в Японии. Интересной для России японской практикой может стать непосредственное участие министерств, а также органов региональной и муниципальной власти в разработке собственных программ устойчивого развития. На наш взгляд, целесообразно, чтобы российские министерства, ведомства, региональные и местные органы власти активно выступали со своими инициативами в области устойчивого развития.

Именно от заданного государством импульса во многом зависит реакция бизнеса и общества. Японская практика по внедрению повестки устойчивого развития через министерские и муниципальные инициативы показала свою эффективность. России имеет смысл изучить этот опыт, чтобы перенять его. Мы считаем, что для использования такого подхода у нашей страны есть серьезный потенциал. И Россия может, в свою очередь, стать хорошим примером для участников многосторонних организаций (например, БРИКС), в которых играет значимую роль. 

В мире ESG нет единого рецепта успеха – каждая страна выбирает свой путь, опираясь на собственные реалии и особенности. На наш взгляд, России стоит обратить особое внимание на практичный американский и масштабный китайский подходы. Американцы умело интегрируют ESG-принципы, повышая капитализацию и конкурентоспособность своих компаний, а Китай демонстрирует, как государственное регулирование и масштабные инвестиции могут стимулировать развитие устойчивой инфраструктуры. Это не отменяет ценность японского и европейских подходов, в них тоже можно найти полезные для России аспекты.

Уже сейчас в нашей стране есть примеры успешных ESG-инициатив. Например, климатические проекты «Русала», направленные на снижение углеродного следа. Также стоит отметить усилия «Татнефти» в сокращении выбросов парниковых газов и взаимодействие «Полюса» с местными сообществами.

Но для системного продвижения ESG необходимо учитывать национальные особенности и традиционные ценности, формируя модель устойчивого развития, которая гармонично сочетает экономическое развитие, социальную стабильность и ответственное отношение к природе. Таким образом, российский путь в сфере ESG должен быть многогранным, сочетая лучшие мировые практики с учетом национальных особенностей. Только такой сбалансированный подход позволит России не только эффективно интегрироваться в глобальную повестку устойчивого развития, но и предложить собственную модель ESG для партнеров по многосторонним объединениям, таким как БРИКС и ЕАЭС.