Чрезмерная регуляторная нагрузка ЕС в сфере ESG создает барьеры для бизнеса
Как европейским компаниям повысить конкурентоспособность при соблюдении принципов устойчивого развитияСегодня экономика Европейского союза (ЕС) сталкивается с вызовами, угрожающими глобальной конкурентоспособности блока. Ключевые проблемы – растущий разрыв в уровне ВВП между ЕС и США, технологическое отставание от лидеров мирового рынка (США и Китая), демографический кризис, а также значительное снижение экономической эффективности. Энергетический кризис, геополитическая нестабильность и высокие регуляторные требования усугубляют ситуацию и создают дополнительную нагрузку на бизнес, замедляя внедрение инноваций.
В сентябре бывший президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) и бывший премьер-министр Италии Марио Драги представил Еврокомиссии доклад «Будущее европейской конкурентоспособности». В нем предложены меры для урегулирования этих проблем при сохранении приверженности принципам устойчивого развития, которые остаются в повестке ЕС в рамках политики декарбонизации и борьбы с изменениями климата. Речь идет об увеличении инвестиций в зеленую энергетику и технологическое обновление, снижение регуляторной нагрузки, а также усиление координации на уровне ЕС для укрепления конкурентоспособности на международных рынках.
Проблемам реализации в ЕС принципов устойчивого развития в докладе уделяется особое внимание. Несмотря на существующие практики и политики, такие как механизм пограничной углеродной корректировки (CBAM) и Директива о корпоративной устойчивой отчетности (CSRD), существует значительное дублирование правил, что создает дополнительные административные барьеры для бизнеса. Компании сталкиваются с трудностями в соблюдении разнообразных стандартов и сроков отчетности, что ведет за собой увеличение затрат на выполнение регуляторных требований. Более того, CSRD приводится как пример недостаточной пропорциональности законодательства ЕС по отношению к МСП, поскольку затраты на соблюдение требований этой директивы составляют до 12,5% от общего объема инвестиций данных компаний.
Острая структурная проблема для ЕС – технологическое отставание от США и Китая в таких ключевых областях, как телекоммуникации, искусственный интеллект и чистые технологии, говорится в докладе. Одной из причин, по мнению авторов, является недостаточное венчурное финансирование в сравнении с США. Избыточная регуляторная и бюрократическая нагрузка в ЕС, в частности, в сфере устойчивого развития, значительно увеличивает финансовые издержки для бизнеса. Росту затрат способствует и недостаточная координация между институтами ЕС при создании стандартов и требований к компаниям и их продукции. Ситуацию усугубляет и энергетический кризис. Высокие цены на энергетические ресурсы, зависимость от цепочек поставок и недостаточная координация в энергосекторе остаются серьезными препятствиями для конкурентоспособности европейских компаний, в то время как США и Китай могут воспользоваться более дешевой электроэнергией. Для формирования долгосрочного конкурентного преимущества странам ЕС требуется модернизировать энергетические сети, нарастить спрос и увеличить инвестиции в возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
Авторы доклада предлагают три направления, которые позволят решить вышеперечисленные проблемы. Первое – ускорение технологического прогресса, что предполагает значительное увеличение инвестиций в технологические секторы ЕС, особенно в телекоммуникации и чистые технологии. Для ликвидации технологического разрыва с США и Китаем необходимо минимум 800 млрд евро в год, говорится в докладе. Инвестиции можно увеличить за счет реформирования бюджета ЕС, который составляет свыше 1 трлн евро. Примером такого реформирования может стать перераспределение средств, ранее предназначенных для более бедных регионов ЕС, на промышленную политику, информатизацию и инновации. Позиции стран ЕС по вопросу распределения средств всегда сильно расходились. При этом Еврокомиссия достаточно давно стремится к масштабным изменениям в бюджете ЕС, отмечают авторы доклада.
Второе направление – декарбонизация экономики, которая поможет ЕС сохранить приверженность своим климатическим целям, несмотря на высокие затраты перехода на зеленую энергетику, и сформирует долгосрочные конкурентные преимущества. Вместе с тем, в краткосрочной перспективе переход на чистую электроэнергию негативно сказывается на конкурентоспособности экономики ЕС.
Третье направление – укрепление экономической безопасности, которое подразумевает снижение зависимости от внешних поставщиков, таких как Китай, по критически важным сырьевым материалам и технологиям, а также создание собственных цепочек производства для долгосрочной устойчивости экономики ЕС.
Кроме того, в докладе подчеркивается необходимость наращивания протекционистских мер для внешних рынков. Это относится в том числе к регулированию прямых иностранных инвестиций в малых странах ЕС, поскольку разрозненные национальные подходы ослабляют позицию блока и мешают формированию единой политики. Вместе с тем, на внутреннем рынке необходимо снижение протекционистских мер и более гибкое сотрудничество между странами-членами ЕС.
ЕС критически важно сократить регуляторную и административную нагрузку и устранить дублирование требований в сфере устойчивого регулирования, говорится в докладе. Это позволит бизнесу снизить операционные издержки и повысить конкурентоспособность на мировых рынках. Недостаток координации между странами-членами и разрозненные подходы требуют создания общих механизмов регулирования и четких инструкций для бизнеса.
Проблемы в сфере регулирования устойчивого развития в ЕС актуальны и для российского бизнеса. В случае возобновления активного взаимодействия с европейскими контрагентами несогласованность требований ЕС приведет к большой административной нагрузке для российских компаний. Кроме того, это потребует модернизации технологических процессов посредством внедрения зеленых технологий.