Европейский трансграничный налог на выбросы меняет рынок
Какие риски несет новое углеродное регулирование ЕС для экспортного бизнеса РоссииВ начале октября 2023 г. в ЕС был введен первый трансграничный налог на выбросы углерода – Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM). Его основные задачи – поиск механизма балансировки мероприятий по климатическому регулированию, поддержка европейских производителей, а также решение проблемы, которую называют «утечкой углерода». Дело в том, что увеличение выбросов часто происходит тогда, когда компании переносят производство товаров в страны с более низкими стандартами по их регулированию.
Первый этап программы по введению CBAM ориентирован на отрасли с высоким уровнем выбросов, такие как производство цемента, удобрений, железа, стали, алюминия, водорода и электроэнергии. После его завершения программа будет постепенно расширяться, охватывая все больше секторов. СВАМ вступит в полную силу с 1 января 2026 г. – только с этой даты будет взиматься плата за выбросы углерода.
Налог позволит ЕС сравнять цену импорта углерода со стоимостью собственных товаров. Предполагается, что этот механизм создаст равные условия игры, будет способствовать декарбонизации промышленности, позволит ввести цену на выбросы углерода для товаров, ввозимых в ЕС, а после полного введения в действие будет охватывать более 50% выбросов в секторах, подпадающих под действие системы торговли квотами ЕС (EU ETS).
С 1 октября 2023 г. по 31 декабря 2025 г. компании, экспортирующие товары в ЕС, должны будут декларировать в своих ежеквартальных отчетах общий объем ввезенной продукции и количество выбросов, содержащихся в каждом продукте. Сюда входят как прямые, так и косвенные выбросы. На этом этапе бизнесу не придется покупать какие-либо квоты на выбросы углерода. Отмечу, что в конце 2023 г. в ДРТ уже поступил запрос на помощь в заполнении ежеквартальных отчетов для целей CBAM.
В таких отчетах, в частности, указывается порядковый номер выбросов согласно временному реестру CBAM, тип цены на выбросы углерода с указанием полученной скидки или любой другой формы компенсации, описание регулирования цен на выбросы углерода, которое устанавливается в рамках системы ETS, или налог на выбросы углерода, сбор или плату в стране происхождения с предоставлением ссылки на актуальное регулирование, сумма оплаты за выбросы углерода в валюте страны взимания платы с последующим переводом в евро и т. д.
Сегодня известны не все детали окончательного «облика» CBAM. Однако с определенной степенью уверенности можно сказать, что налог будет иметь серьезные последствия для международных рынков и компаний, ведущих торговлю через границы ЕС. По меньшей мере, это будет означать серьезное увеличение объема отчетности о выбросах и связанной с ней документации.
Ожидается, что подтверждение углеродного следа продукции станет обязательным требованием для получения сертификатов CBAM. Предложение верифицированного низкоуглеродного продукта потенциально может создать серьезное конкурентное преимущество для компаний, осуществляющих поставки в ЕС. Это является как риском, так и возможностью для российских компаний, осуществляющих экспорт товаров в ЕС.
С 1 января 2026 г. соответствующие компании должны будут приобрести эквивалентное количество сертификатов CBAM для покрытия «встроенных в продукцию» выбросов. Если импортеры смогут доказать, что цена на выбросы углерода уже была уплачена во время производства, тариф может быть снижен, чтобы избежать двойного налогообложения.
Импортерам ЕС предстоит работать со своими поставщиками для сбора необходимых данных, например, запросив информацию о выбросах или углеродном следе каждого продукта или материала. Кроме того, нужно количественно оценить финансовый риск применения механизма CBAM и влияние импорта, а затем взвесить плюсы и минусы мест производства. Также необходимо рассмотреть преимущества и недостатки выбора поставщиков с низким уровнем выбросов за пределами ЕС или потенциального перемещения производства внутрь ЕС.
Таким образом, даже если компания в России ведет торговлю не со странами ЕС, но является поставщиком сырья для своих торговых партнеров в других государствах, импортирующих товары в Евросоюз, новое углеродное регулирование не обойдет их стороной. Партнеры начнут все активнее запрашивать данные об углеродном следе каждого продукта или вида сырья. При этом очевидно, что товары с более низким углеродным следом будут давать преимущество даже при торговле с компаниями из стран восточного региона, если они осуществляют импорт в страны ЕС. СВАМ предоставляет компаниям инструменты для улучшения своих бизнес-стратегий, управления рисками и повышения конкурентоспособности.
Компании могут заранее подготовиться к 1 января 2026 г., когда механизм CBAM будет реализован в полном объеме. Для этого им предстоит проанализировать сценарии для определения выбросов, связанных с импортируемыми товарами, к которым применим CBAM, их вероятного воздействия, и начать взаимодействие с поставщиками и производителями для сбора данных о выбросах импортируемых товаров. Придется привлечь специалистов по климатическим рискам для расчета тоннажа продукции и результирующей цены на выбросы углерода. Это позволит определить, какое финансовое влияние механизм CBAM может оказать на компанию. Также необходимо зарегистрировать компании для импорта в соответствующих регулирующих органах, оценить, включены ли товары в цену выбросов углерода в стране их производства или приобретения, чтобы избежать двойного ценообразования, организовать процесс сбора данных о выбросах и создать систему отчетности и обработки платежей в соответствии с правилами применения CBAM. Для того чтобы начать эту работу, необходимо определить роли и обязанности.
Действие CBAM распространяется на такие вещества, как углекислый газ (CO2), закись азота (N2O) и перфторуглероды (ПФУ). Уже сейчас импортеры должны отчитываться по прямым (выбрасываемым при производстве товаров на производственных объектах) и косвенным выбросам (возникающим при производстве любой энергии, используемой при создании товаров). В дальнейшем с большой долей вероятности под регулирование по механизму CBAM подпадут также производство органических химических веществ и транспортные услуги.
Есть и исключения. Партия товара стоимостью менее 150 евро освобождается от налога, как и рынки электроэнергии, интегрированные с внутренними рынками ЕС посредством рыночного сопряжения.