Опубликован рэнкинг социальных практик российских компаний за 2024 год

Лига зеленых брендов (ЛЗБ) впервые оценила уровень зрелости и результативности корпоративных социальных практик российских компаний за 2024 г. В рэнкинге приняли участие 12 компаний из различных отраслей: телекоммуникации, финансы, промышленность, FMCG, электронная коммерция.

По словам председателя ЛЗБ Анастасии Поповой, это новый продукт лиги, который дополнил зеленый и климатический рэнкинги. В преддверии появления на рынке нового социального Стандарта общественного капитала бизнеса (СОКБ), лига решила сосредоточиться на оценке управления социальными рисками, как внутри компании, так и в цепочках поставок, взаимодействии с потребителями и сообществами в регионах присутствия.

«Рынок работника и покупателя сегодня ставит компании в достаточно жесткие рамки, – отметила Попова. – Если сюда прибавить усиление регуляторных требований, то прохождение рэнкинга может помочь компаниям-участницам оценить все эти риски».

Результаты показали разную степень зрелости и приоритетов в подходах компаний к управлению социальной повесткой. Рэнкинг показывает, что на рынке формируются две устойчивые стратегии ее развития. Одна группа компаний делает акцент на внутренние аспекты – заботу о благополучии и развитии сотрудников, укрепление корпоративной культуры и обратной связи. Такие компании выстраивают зрелую и системную среду внутри организации. Другая группа фокусируется преимущественно на внешних аспектах – участии в решении социальных проблем регионов, партнерстве с НКО и органами власти, работе с местными сообществами. Эти компании демонстрируют высокую вовлеченность в развитие территории присутствия и построение диалога с внешним миром.

Компании-лидеры рэнкинга –  «Арнест ЮниРусь» (Юнилевер), МТС, «Билайн», «Центр-Инвест», «АБ ИнБев Эфес» – показывают, что наиболее зрелая модель социальной ответственности формируется на пересечении этих двух стратегий – когда внутренние и внешние практики взаимодополняют друг друга и интегрированы в управленческие процессы на уровне стратегии.

В то же время «Уралкалий», МТС и «Уралхим» делают акцент на внутреннем контуре, включая развитие корпоративной культуры и DEI-повестки (разнообразия, инклюзивности и равенства), вовлеченность сотрудников и совершенствование HR-практик. «Свеза» и «Центр-Инвест» сосредоточены преимущественно на внешней социальной ответственности, что отражает стратегию партнерства с регионами и сообществами. При этом в «Свезе» подчеркивают, что реализуют единый подход, в рамках которого развитие территорий присутствия, инициативы по благоустройству и поддержке социальной инфраструктуры неразрывно связаны с улучшением условий труда, модернизацией производств и профессиональным ростом сотрудников.

Эффективность социальной политики компаний напрямую зависит от системности подхода и интеграции внутренних и внешних практик, считает руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития аудиторско-консалтинговой компании ДРТ Тимур Турсунов. «Стратегический, системный подход позволяет более эффективно использовать ресурсы и достигать измеримых результатов, – полагает он. – Такой подход способствует созданию долгосрочной устойчивости, укрепляет корпоративную культуру и повышает доверие среди сотрудников и внешних заинтересованных сторон».

Оценка уровня зрелости социальных практик компаний проводится на основе результатов анкетирования, анализа публичных материалов и экспертного мнения. Оценка социальных практик компаний охватывает восемь аспектов, разделенных на внутренние и внешние практики. К первым относится система управления, корпоративная культура, управление персоналом, вовлеченность сотрудников, здоровье и благополучие. К внешним практикам – система управления, решение социальных проблем, работа с местными сообществами. Все аспекты оцениваются по унифицированной шкале от нуля до пяти баллов, а основой для начисления баллов служит полнота информации, подтвержденная документально или ссылками на открытые источники.