ESG-оценки сохраняют актуальность для российского бизнеса

Зачем анализировать соответствие деятельности компаний принципам устойчивого развития в современных реалиях

Перефразируя Владимира Маяковского, можно с уверенностью сказать, что если ESG-оценки предоставляются, то значит, это кому-нибудь нужно. Попробуем разобраться – кому и для чего, учитывая нынешние совсем не простые времена.

Начну с того, что есть внутренние и внешние оценки. К первым относятся нефинансовые отчеты, в которых компании описывают свои достижения в сферах климата, экологии, социальной ответственности и корпоративного управления. Для повышения доверия к этим материалам ряд компаний проводят их заверение – профессиональный или публичный аудит, в ходе которого независимые авторитетные организации проверяют данные и подтверждают их достоверность.

К внешним оценкам относятся рейтинги и рэнкинги компаний, которые также делаются профессиональными независимыми организациями (как правило, рейтинговыми агентствами), обладающими подтвержденными компетенциями. Рэнкинги составляются по упрощенной процедуре и только на основе публично доступных данных, в результате чего группы компаний, сформированные, как правило, по отраслевому признаку (реже – по размеру, географии и т. д.), сравниваются между собой и ранжируются в итоговый список. При этом часто сами компании узнают о результатах рэнкинга только после его публикации.

Рейтинги делаются исключительно по заказу самих компаний на основе договора с рейтинговым агентством с использованием отчетов компаний и специально подготовленной информации по запросу агентства, каждое из которых имеет собственную методологию. По итогам оценивания компания получает ESG-рейтинг – соотнесение ее с одной из формальных категорий зрелости политик в области климата, экологии, социальной ответственности и корпоративного управления.

Любая форма оценки компании – это способ заявить о себе широкому кругу заинтересованных сторон. Кто входит в этот круг? Во-первых, это внутренние стейкхолдеры – сотрудники, для многих из которых важно ясно понимать ценности компании, ее цели и средства их достижения. Достойные цели и методы ведения бизнеса повышают заинтересованность и лояльность сотрудников к своей организации. Во-вторых, это поставщики компании и покупатели ее продукции. Множество исследований в мире показывают, что все большему количеству людей важно, какими способами и с какими издержками для окружающей среды и различных сообществ компании создают свою добавленную стоимость. Цифры говорят, что при прочих равных условиях 70–90% потребителей предпочтут товар или услугу, созданные с меньшим углеродным следом и загрязнением окружающей среды, без нарушений прав сотрудников, местных сообществ. В-третьих, это инвесторы и кредиторы, для многих из которых принципиально важно, что бизнес, в который они инвестируют, является устойчивым, соответствующим общепризнанным стандартам ESG. И, наконец, органы власти, регуляторы, интересующиеся многими вопросами из перечисленных выше.

Насколько все это важно для нас сейчас, в условиях геополитической обстановки и жестких санкций? Компании и общество в целом сталкиваются с огромным количеством проблем, многие из которых связаны с обеспечением базовых потребностей, иногда – с физическим выживанием бизнеса и домохозяйств. Безусловно, мы должны вести себя разумно и расставлять приоритеты. Тем более, что одно из определений устойчивости организации звучит как способность функционировать неопределенно долго. Но если вспомнить историю появления в документах ООН самого термина ESG, то он ориентировал компании на снижение и избегание рисков, связанных с изменением климата, экологическими факторами, недостаточной социальной ответственностью и непрозрачным или неудовлетворительным корпоративным управлением. Сначала для себя, а потом и для всех заинтересованных сторон. Минимальная должная осмотрительность в сфере устойчивого развития (что должно отражаться в нефинансовой отчетности и рейтингах компании) – это шаг по снижению рисков для своего бизнеса, а не только имидж в глазах публики или регулятора.

Национальный ESG Альянс приветствует активность российских компаний (прежде всего своих учредителей) в раскрытии нефинансовой информации и получении подтверждения качества своих ESG-политик через российские нефинансовые рейтинги, поскольку последнее свидетельствует о постоянном совершенствовании бизнесом этих политик. Так, Национальное рейтинговое агентство (НРА) присвоило «Сибуру» наивысший ESG-рейтинг среди российских компаний (согласно методологии НРА это AAA.esg), и этот факт стал прецедентом для рынка. Не только промышленники, но и крупнейшие ритейлеры ежегодно сознательно проходят такую внешнюю оценку. Например, Х5 Group имеет ESG-рейтинг ESG-B уровень ESG-3, что, согласно методологии агентства АКРА, соответствует очень высокой оценке в области экологии, социальной ответственности и управления. При этом не стоит забывать, что получение ESG-рейтинга требует от компаний много труда и ресурсов, следовательно, для бизнеса важно понимать, где точка капитализации этих усилий. По мнению ESG-лидеров, в перспективе эти рейтинги могут помочь компаниям получать доступ к государственным мерам поддержки, в частности, к зеленому финансированию, преференциям в госзакупках, так как в России инструменты поддержки ответственного бизнеса только формируются.

Если говорить о российских экспортерах, важно понимать, что Россия, находясь в условиях частичной изоляции от мировых рынков, тем не менее, стремится остаться их частью. Поэтому нельзя игнорировать происходящие там процессы. При всем разнообразии глобальной ситуации соответствие ESG-стандартам (которых много, но которые сближаются) становится необходимым условием работы на экспортных рынках. К слову, с учетом произошедшего поворота торговых потоков на Восток, некоторые российские компании интересуются национальными рейтингами дружественных стран. И даже начали их получать: так, ТрансКонтейнер (входит в Группу «Дело») занял первое место среди 17-ти сухопутных транспортных и логистических компаний, входящих в сферу охвата индийского ESG Risk Assessments&Insights Limited (ESGRisk.ai). Кроме того, обязательность декларирования показателей ESG по всей цепочке поставщиков начинает «дотягиваться» до небольших компаний, которые считают себя очень далекими от глобальных рынков и требований стандартов устойчивого развития. Но в случае их желания работать с крупными корпорациями, им придется рано или поздно начать декларировать свое соответствие требованиям этих корпораций в области устойчивого развития.

Наконец, российское законодательство движется в русле мировых тенденций и постепенно ужесточает требования в регулировании экологических и климатических параметров, социальной ответственности и корпоративного управления в интересах российских граждан, бизнеса, государства. Россия продолжает двигаться по траектории устойчивого развития, что соответствует долгосрочным национальным интересам страны. И это важный сигнал как для мира, так и для всех российских компаний, прежде всего, малых и средних. Разумная и ответственная политика устойчивого развития и публичное раскрытие ее результатов становится конкурентным преимуществом, а иногда – и условием выхода на важные премиальные рынки.