Ученые РАН пересчитали байкальских нерп

В 2024 г. ученые насчитали на Байкале значительно меньшее количество байкальских нерп, чем в во время визуальных учетов в 2020 г. и 2022 г. Очередной учет этих животных проводился учеными Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук (ИПЭЭ РАН) во время пятой экспедиции по изучению байкальской нерпы летом 2024 г., говорится в сообщении фонда «Озеро Байкал», при чьей поддержке финансируется специальная программа исследования байкальских нерп. Программа существует с 2020 г. В 2024 г. проект был реализован при поддержке частных доноров фонда «Озеро Байкал» и благотворительного пожертвования фонда «Мир вокруг тебя» компании Siberian Wellness.

Меньшее количество учтенных животных участники экспедиции связывают с повышенной антропогенной нагрузкой, наблюдавшейся во время полевых работ. Например, неоднократно были замечены катера, надувные лодки, яхты, которые подходили близко к лежбищам животных». Впрочем, количество нерп в прошлом году не отличается от количества, учтенного в 2021 г. Вести подсчет нерпы на Байкале сложно, отмечают ученые, поскольку большую часть времени тюлени проводят в воде и даже зимой не покидают озеро, делая на льду под снегом убежища. Они рожают там детенышей и остаются незаметными в своих логовах стороннему наблюдателю.

Байкальская нерпа – самый крупный эндемик озера Байкал и единственный в мире вид тюленя, обитающий в пресной воде. До 2007 г. велась массовая добыча нерпы: эти животные были объектом промысла из-за ценного меха. Это поставило популяцию под угрозу. По разным оценкам ученых, их численность оценивается в 100 000–130 000 особей. Животное не занесено в Красную книгу РФ, но находится в Красном списке Международного союза охраны природы. Самое большое тюленье лежбище находится в заповедной зоне на Ушканьих островах. Летом байкальские нерпы живут на севере острова Ольхон вблизи мыса Хобой, скалистых безлюдных берегах острова Замогой.

Экспедиция 2024 г. проходила на самых крупных летних залежках – берегах архипелага Ушканьи острова в средней части Байкала. В ходе экспедиции с использованием дронов ученые смогли отметить 13 384 особи нерпы, в том числе 5390 в воде и 7994 на суше. В ходе пеших визуальных учетов удалось установить, что численность нерп на острове Тонкий варьировалась от 2 до 384 особей. Количество животных в 2024 г., как и в предыдущие годы исследований, снижалось к середине августа, что, вероятно, связано с ухудшением погодных условий, перераспределением животных между островами или их уходом в другие районы озера. Наибольшее число нерп найдено на острове Долгий, наименьшее – на острове Тонкий. Исследователи пришли к выводу, что на острове Тонкий залегает меньше нерп, чем на других островах, хотя раньше считалось, что наоборот, на этом острове самое большое лежбище эндемичных тюленей. В предыдущих экспедициях исследователи уже наблюдали эту закономерность, и в 2024 г. ее подтвердили снова.

Ученым пришлось исследовать и погибших особей для сбора биологического материала – таковых за время экспедиции было обнаружено четыре. Например, полученные так пробы волос и вибрисс одной особи помогли оценить уровень гормона стресса у животного, кортизола. После проведенных исследований ученые пришли к выводу, что погибшая нерпа не испытывала сильного стресса перед гибелью. По итогам гормональных исследований, проводившихся ранее в рамках пятилетней программы, наибольшие значения концентрации кортизола наблюдались у погибших животных в 2020 г. Этот год характеризовался большим количеством погибших животных, найденных на берегу острова Тонкий и ранним таянием льдов зимой. Тогда эти факторы могли привести к повышенной концентрации кортизола у животных в период линьки.

Основными угрозами для байкальской нерпы сегодня являются нарушение пищевого рацион животного из-за изменений в экосистеме озера Байкал, связанных с антропогенной нагрузкой. Негативно на популяции сказывается загрязнение окружающей среды, в частности, попадание токсических веществ в озеро из стоков промышленных предприятий, стоящих на берегу впадающей в Байкал реки Селенги. А также климатические изменения, влияющие на среду обитания нерпы. Так, из-за мягкой зимы на Байкале был поздний ледостав, который был зафиксирован только в конце января 2025 г. Обычно север Байкала замерзает 4–7 января.  По мнению ученых, это могло угрожать жизни родившихся зимой детенышей байкальской нерпы. Между тем, недавно директор Байкальского музея СО РАН Александр Купчинский рассказал, что из-за потепления на Байкале стало больше лежбищ нерпы. По его словам, в 2024 г. в экспедициях в августе и сентябре было отмечено возрождение тех лежбищ, которые были описаны более ста лет назад. Летом 2025 г. специалисты планируют уточнить количество лежбищ на севере озера.