В Подмосковье в рамках нацпроекта «Экология» ликвидированы три крупных полигона ТКО
В Московской области завершена приемка работ по ликвидации трех полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО): «Съяново», «Часцы» и «Каурцево». Все объекты – крупнейшие в регионе, на них было размещено более 7 млн куб. м отходов. Работы проводились по федеральному проекту «Чистая страна» нацпроекта «Экология». Об этом сообщает Минприроды России.
Полигон «Съяново» (Серпухов) действовал с 1999 по 2016 годы. За это время на площади более 10 га накопилось более 1,8 млн куб. м отходов. Полигон «Часцы» (Одинцовский округ) принимал отходы с середины 70-х годов до 2014 года. Площадь рекультивации составила около 17 гектаров. Ликвидировано 3,5 млн куб. м мусора. Полигон «Каурцево» (Наро-Фоминский округ) эксплуатировался с 2007 по 2017 год. За 10 лет на площади чуть более 10 гектаров было захоронено более 2 млн куб. м ТКО.
Все объекты были признаны наиболее опасными для окружающей среды, по итогам выполненных работ существенно улучшилась экологическая ситуация в регионе. На всех объектах была установлена систем активной дегазации и сбора фильтрата, проведено благоустройство рекультивированных земель.
«В рамках «Чистой страны» с 2018 года в Подмосковье ликвидировано 17 полигонов ТКО. Рекультивировано 237 гектаров нарушенных земель. Реализованные мероприятия принесли ощутимую пользу двум миллионам жителей региона», — сказал заместитель министра природных ресурсов и экологии России Мурад Керимов.
До конца 2024 года планируется ликвидировать еще 10 объектов на общей площади 192 га, что улучшит качество жизни более 790 тыс. человек.
Гендиректор холдинговой компании «Экологические системы» (ХКЭС) Константин Фрумкин считает, что рекультивация полигонов необходима и накопленный вред, бесспорно, нужно ликвидировать. Но проблему, по его мнению, надо решать также и на системном уровне. «Жизненный цикл полигона ТКО не заканчивается после того, как на него перестали поступать отходы. Дальше должны идти рекультивация, обслуживание, наблюдение, чего по факту часто не происходит», – говорит он.
Причина банально проста – действующее законодательство не предусматривает источника финансирования рекультивации, а это значительные затраты, того же порядка, что и строительство нового полигона. «Деятельность по захоронению ТКО регулируется государством, тарифным законодательством подробно расписано, какие виды затрат могут быть осуществлены, а вот о рекультивации застенчиво умалчивается, – считает глава ХКЭС. – По общему правилу ответственность лежит вроде как на владельце. Но когда это муниципалитет или регион – хотя бы теоретически возможно выделение бюджетных денег, в том числе и по нацпроекту «Экология», а вот когда владельцем является частная компания (а у нас вроде как курс на привлечение частных инвестиций и бизнеса в коммунальное хозяйство в целом и сферу обращения ТКО в частности) – возникает тупик. При эксплуатации полигона закладывать деньги на его будущую рекультивацию нельзя, а где их потом брать – неизвестно. Поэтому кроме ликвидации уже накопленного вреда, крайне необходимо создание на законодательном и нормативном уровнях действенного механизма планового финансирования рекультивации полигонов ТКО».