Дефицит вторсырья: чем он опасен для экономики и экологии

Дефицит вторсырья обостряет разные сферы жизни и отрасли производства. Вместе с этим замедляется процесс развития зеленой экономики, перехода к ESG-стратегии. Кроме экологии нарушается и экономическая система, на которую оказывает влияние мусорная отрасль, а также новые законодательные инициативы в этой сфере.

У этой проблемы уже появляются варианты решения: инновационные разработки, теоретические и практические проекты, способные в долгосрочной перспективе изменить наше будущее. Главный вопрос в том, будут ли потрачены силы и средства именно на перерабатывающую область, от которой все зависит.

Что это и откуда

Дефицит вторсырья — это недостаток загрузки перерабатывающих мощностей предприятия. Проще говоря, это банальное отсутствие продукта, необходимого для функционирования производства. Базовая причина этого явления — отсутствие понятной экономической модели для области обращения с вторичными отходами.

Когда мы говорим об отходах, важно понимать, что около 70% — это промышленные, неперерабатываемые отходы (руда из шахт, горно-обогатительных комбинатов и пр.). Интересующая нас группа — те самые оставшиеся 30%, среди которых нужно выделить качественное вторсырье — не загрязненное, применимое для переработки.

К примеру, ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки, макулатура — самые распространенные продукты переработки, которые генерируются в основном не бизнесом, а населением. Поэтому, чтобы заполучить их, нужно проводить работу и придумывать наиболее эффективные инициативы именно среди людей.

Последствия дефицита

Дефицит вторсырья влияет как на экономическую ситуацию, так и на окружающую среду. Проблемы в экономике замкнутого цикла напрямую воздействуют на возможность развития ESG-направления, а вместе с тем происходит выпадение из общемировой стратегии зеленой экономики.

То, что не перерабатывается, отправляется на захоронение. И, хотя эта практика — самая распространенная в нашей стране, она весьма дорогостоящая. На содержание полигонов тратится значительная часть государственного бюджета: рекультивирование, установка систем сбора свалочного газа, перманентные мониторинги и прочее — все эти мероприятия наносят серьезный экономический ущерб.

Еще один важный момент — социально-экономические показатели в рамках функционирования полигонов. Стоимость недвижимости всегда снижается, если рядом с зданием находится свалка. Например, в Балашихе жилье будет намного дешевле, чем в более экологически чистом районе.

К тому же, близость жилья и работы к полигону — это риск развития онкологических и прочих заболеваний. А это уже расходы государства на возмещение медицинских услуг в рамках ОМС в долгосрочной перспективе.

Существует также экономический эффект от недополученной прибыли. Допустим, предприятие с мощностью в 100 тыс. т в год принесет 1 млрд руб. Но при недостаточной загрузке производственных мощностей, например, в 50 тыс. т, прибыль будет в два раза меньше.

Фактически деньги, которые могли бы быть направлены на иные задачи, вроде закупки нужно оборудования для переработки, будут потрачены на содержание полигона.

Решения проблемы

Одно из решений — это мусоросжигательные заводы. Но и с ними есть проблемы как в экономическом, так социальном и экологическом контекстах.

При таком подходе отходы используются в качестве топлива — но это нерационально и вредно, так как на сжигание отправляются и те материалы, которые могут быть переработаны. В результате горения сырья, вроде пластика, в воздух попадают вредные вещества, а на производство не попадает материал, который может быть использован вторично.

Пример переходного решения — двухпоточная система сбора ТКО, реализуемая в Москве — домашняя сортировка отходов на сухие и мокрые. Такой разделение нужно для компостирования органических отходов и сокращения загрязнения органикой для переработки вторсырья.

Одна из самых ярких инициатив решения вопроса со вторсырьем — строительство экотехнопарков, которое анонсировала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко. Они должны появиться в каждом федеральном округе вместе с перерабатывающими предприятиями для реализации экономики замкнутого цикла. В ряд экотехнопарков уже набраны резиденты, разработаны льготные налоговые режимы для перерабатывающих предприятий.

Но строительство перерабатывающих мощностей требует еще большего потоков сырья, которого сейчас нет. По концессиям и по госпрограммам субсидирования мы видим, что на это выделяется бюджет. Российский экологический оператор (РЭО) активно финансирует такие производства через зеленые облигации и концессии. Но если реально выводить предприятие на прибыль, в него надо не только инвестировать, а и находить сырье, которое превратится в продукцию.

Получается, что решение нужно искать на еще более глубинном уровне, где происходит работа с вторсырьем, вернее, качественным вторсырьем.

Качественное — это не загрязненное, однородное сырье, которое невозможно получить с полигона. Для переработки нужны именно такие материалы, но чтобы их получить, придется активнее вводить систему «перехвата» — чтобы бытовые отходы попадали в разделительные контейнеры, фандоматы, и не успевали получить загрязнения в мусоровозе и полежать на свалке.

На отечественном рынке также набирают популярность биоразлагаемые упаковки, которые, впрочем, еще нуждаются в существенных доработках. Пока экономическая и технологическая составляющие этого продукта не дошли до качественного уровня, чтобы быть востребованными на рынке.

В принципе, единственное решение дефицита вторсырья на данный момент — налаживание системы получения качественного вторсырья. Именно это может сейчас применяться в масштабах нашей страны

Если обращаться к западному опыту, то там для стимулирования разделения потоков сырья распространена залоговая модель — фандоматы. Их функция заключается в том, что человек покупает, например, газировку, в которой есть залоговая стоимость упаковки, например, 25 центов. Затем потребитель сдает эту бутылку/банку в фантомат и получает эти 25 центов обратно. У нас такой пока системы нет. Но есть умные пункты приема вторсырья, в которых можно получить денежное вознаграждение за сданные отходы.

Будущее переработки вторсырья

Сейчас активно разрабатываются нормативные и научно-технические проекты в области обращения с отходами и переработки вторсырья.

Наравне с другими странами, в России принят нацпроект «Экономика замкнутого цикла», по которому все, что может быть переработано, должно быть переработано. К 2030 году планируется запретить захоронение вторичных ресурсов, повысить долю вторсырья в сельском хозяйстве до 50%, в строительстве до 40% и более 30% в промышленности.

Этот план — карательная мера, в результате которой будут действовать законодательные запреты и большие штрафы за их нарушение.

Расширенная ответственность производителей (РОП) также должна оказать существенное воздействие на отрасль работы со вторсырьем — производители упаковки будут платить утилизационный экосбор за свою продукцию. А чтобы избежать этой лишней траты, нужно будет самостоятельно заняться процессом переработки, найти партнеров, и использовать в дальнейшем свои же материалы.

Так, если бренд «Добрый», заменивший в России Coca-Cola, решит переработать 100 тыс. т макулатуры — это будет отличной инициативой, только вот они используют ПЭТ-бутылки, которые придется где-то находить. В разработке российских ученых сейчас находятся технологии разложения полимеров на мономеры, то есть создание активной бактериальной среды для получения простых однородных соединений. Но это все еще на стадии лабораторных испытаний.

Серьезным толчком для перехода к экономике замкнутого цикла стали, конечно, новые правовые нормы. Для их соблюдения потребуется новый подход в производстве, а, следовательно, сейчас уже нужно готовиться к его введению. Поэтому проблемы дефицита вторсырья не остается совсем без внимания. Бизнес и разработчики ищут новые варианты решений, а вместе с тем, мы постепенно движемся к зеленому будущему.