Зеленый курс стран ЕАЭС и ШОС нуждается в господдержке и участии университетов

Государственный курс, направленный на развитие зеленой повестки и соблюдение целей устойчивого развития (ЦУР), несет в себе большой потенциал не только для Российской Федерации, но и для дружественных стран ЕАЭС и ШОС. Этой теме на Восточном экономическом форуме была посвящена сессия «Климатическая повестка ШОС и ЕАЭС: движение к общим целям».

По данным Евразийской экономической комиссии за 2017-2021 гг., объемы природоохранной деятельности и инвестиции в зеленую экономику стран ЕАЭС составили свыше $6,8 млрд. Важным аспектом государственных политик этих стран является планомерное снижение выбросов парниковых газов и углеродная нейтральность к 2050-2060 гг.

Однако в связи с выбранным курсом устойчивого развития сразу возникает ряд проблем: все страны ЕАЭС и ШОС отличаются друг от друга по уровню развития и экономико-географическому положению. К тому же общественная поддержка зеленых проектов там довольно слабая, и есть сложности с подготовкой профессиональных кадров в области устойчивого развития. А главное, зеленые проекты – это дорого и трудозатратно. По данным аналитиков, за 2022 г., объемы общемировых инвестиций для зеленого перехода составили свыше $1,1 трлн. Больше потрачено на развитие энергетики, альтернативных источников энергии и транспортные решения. Несмотря на то, что рынок финансовых инструментов в России превысил 400 млрд руб., объемы зеленого финансирования все еще недостаточны. Не весь бизнес в состоянии своевременно привлечь необходимые объемы инвестиций, из-за чего под угрозой находится реализация и конкурентоспособность природосберегающих технологий.

Например, для функционирования бизнес-идеи зеленого стартапа SPAWN (инновационной технологии по переработке отходов грибами и выращиванию экологичных изделий для строительства, мебели и упаковки), на этапе масштабирования бизнеса требуются инвестиции в размере 17,8 млн руб. В эту стоимость входит как создание технологических карт, так и отладка производства. А на этапе строительства и запуска завода необходимо еще 45 млн руб. Безусловно, формирование зеленой повестки требует высокотехнологичных решений, однако, их высокая стоимость зачастую пугает потенциальных инвесторов, так как деньги вкладываются сейчас, а отдача от них будет только через какое-то время: это вложения «в долгую». Поэтому необходимо активное вовлечение государства, бизнеса и производств в виде большой комплексной системы для интеграции современных природосберегающих технологий. Именно на государство ложатся задачи по поиску финансовых и инфраструктурных решений для интеграции наукоемких технологий в экономическую повестку страны. Ключевыми мерами поддержки могут стать государственные субсидии, снижение налоговой нагрузки, промышленная ипотека, инфраструктурные кредиты, нулевые кредитные ставки, создание специальных фондов, зеленые облигации, подготовка и верификация нефинансовой отчетности бизнеса и прочее.

Что касается подготовки специалистов, то ключевой импульс должен идти также от государства: необходима разработка и внедрение программ обучения, связанных с устойчивыми технологиями и технологическим суверенитетом. Так, деятельность нашего университета в области устойчивого развития реализуется в тесном сотрудничестве не только с другими учебными заведениями и бизнесом, но и с государственными структурами. Например, мы интегрированы в ряд консорциумов, ориентированных на цели устойчивого развития (ЦУР): один из них создан под эгидой Российского экологического оператора (РЭО) для внедрения и совершенствования экономики замкнутого цикла, другой образован Российским энергетическим агентством «Энергетика будущего» для организации управления непрерывного образования работников ТЭК. В рамках грантовой поддержки в партнерство вовлекаются государственные и частные компании, такие как «Ростех», «Ростелеком», МТС, Т1 и другие ключевые игроки, системно занимающиеся ESG-повесткой.

Хочу отметить, что одним из самых больших барьеров для развития зеленой повестки является отсутствие унифицированных требований и регламентов к составлению и верификации нефинансовой отчетности для ЦУР. К сожалению, такие регламенты отсутствуют как для бизнеса, так и для университетов. Также нет единых критериев по оценке работы университетов по ЦУР в соответствующих рейтингах, кроме того, отечественные подходы для реализации зеленых инициатив в оценках не используются. Тем не менее, наиболее активные университеты размещают публичные отчеты в открытом доступе для участия в международных рейтингах. РЭУ им. Г.В. Плеханова рейтингуется по восьми ЦУР в рейтинге Times Higher Education Impact Rankings. По итогам 2022 г. он попал в топ-300 университетов мира, а по ЦУР «Качественное образование» занял 14 место. Однако не все российские университеты вовлечены в повестку ЦУР: только 89 из более 1000 вузов заявились в Times Higher Education Impact Rankings в 2022 г. И только один вуз – Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН) готовит, публикует и верифицирует свою нефинансовую отчетность.

Таким образом, необходимо устранять препятствия для разработки технологических решений, а также увеличивать доступность зеленого финансирования для бизнеса как в России, так и в странах ЕАЭС и ШОС. Для этого, в частности, необходимы единые критерии к подготовке, публикации и верификации нефинансовой отчетности (важно создать национальный стандарт для компаний). Это поможет сгладить различия в ожиданиях бизнеса, государства и разработчиков природоохранных технологий, что в дальнейшем позитивно скажется на экономическом развитии стран.