Россия планирует развивать сотрудничество со странами БРИКС в отрасли отходов

Чем опыт отечественной мусорной реформы может заинтересовать растущие экономики
Unsplash
Unsplash

Российской реформе отрасли обращения с отходами уже пять лет. Построено 249 предприятий, благодаря которым теперь 52,9% потока отходов отправляется не на полигон, а на сортировку. Переработка отходов в новое сырье превысила 12%. Как отметил генеральный директор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев, по этим показателям удалось догнать Португалию, однако там мусорная реформа началась несколько десятилетий назад. Растущие экономики стран объединения БРИКС, в котором Россия председательствует в этом году, тоже проводят аналогичные, по сути, реформы, но подходы к реализации целей могут быть разными. При этом именно со странами БРИКС сегодня идет основной обмен технологиями, после введенного два года назад ЕС технологического эмбарго. О возможностях международного сотрудничества в отрасли переработки мусора – в материале «Ведомости. Устойчивое развитие».

Актуальные темы

В октябре 2024 г. в Казани состоится саммит БРИКС, на котором ожидается обсуждение тем по устойчивому развитию, углеродному регулированию и управлению отходами, в рамках продвигаемой Россией платформы экологически чистых технологий BEST (BRICS Environmentally Sound Technology Platform). Планируется участие представителей РЭО.

Российские технологии в области обработки и сортировки твердых коммунальных отходов (ТКО), а также цифровизации системы обращения с отходами представляют высокий интерес для зарубежных коллег, считает Буцаев.

«В свою очередь рассчитываем вместе с компаниями Китая и Индии создавать совместные высокотехнологичные проекты в третьих странах. В рамках БРИКС стоит говорить о стандартизации наших подходов в области устойчивого развития, экологии и углеродного регулирования», – заявил он.

Кроме того, на саммите Россия представит запущенную с января 2024 г. обновленную систему расширенной ответственности производителей (РОП), благодаря которой, по мнению Буцаева, в ближайшие годы существенно вырастет переработка вторсырья, в первую очередь упаковки, которая составляет большую часть содержимого мусорных баков.

Перспективные партнеры

В Индии хорошо развита глубокая переработка различных видов вторичных материалов, в том числе пищевой многослойной упаковки. Именно эти технологии и оборудование сегодня изучает РЭО для применения в России. Совместные инвестпроекты на территории РФ уже обсуждаются с крупнейшим индийским утилизатором Uflex.

«Однако точные показатели по утилизации различных видов отходов в Индии определить трудно, в том числе в связи с тем, что услугами по сбору и транспортировке отходов в основном занимаются небольшие частные предприятия, – рассказала директор института экологии РУДН Елена Савенкова. – В отличие от России, в Индии отсутствует институт региональных операторов и сформированный единый подход к обращению с отходами, что существенно сказывается на полноте статистических данных. Также важно отметить, что в Индии планируют полный запрет на одноразовый пластик».

Несмотря на наличие системы обращения с отходами по большей части такая работа выстроена только в благополучных районах страны, отмечают эксперты. В основном мусором занимаются представители низших каст, вручную выбирая полезные фракции и выбрасывая на стихийные свалки остальное. Образование отходов в большинстве районов Индии составит 0,7 кг на человека в день в 2025 г. или более 383 млн т отходов в год. В этой связи около 80% от общего количества образующихся отходов захораниваются без предварительной сортировки и обработки. Также в Индии есть большая проблема с открытыми свалками.

В Китае образуется около 250 млн т ТКО, при этом до 80% вывозят на полигоны или сжигают. До недавнего времени страна зарабатывала деньги на импорте мусора из ЕС и США. Также как и в Индии, острой проблемой считается загрязнение мирового океана. В последние годы в Китае усилилось экологическое регулирование, был введен запрет на ввоз мусора. Страна инвестирует средства в развитие технологий по глубокой переработке пластика и другого вторичного сырья. РЭО рассчитывает внедрить в России китайские технологии по переработке текстильных, резиновых и электронных отходов.

Ежегодный объем отходов в Бразилии составляет примерно 80 млн т, при этом большая его часть также попадает на свалки. Раздельный сбор является скорее возможностью для 40% граждан, но не правилом, и лишь 4% отходов перерабатывается. Централизованной системы сбора вторсырья нет, эта отрасль, как в Индии, зависит от сборщиков мусора, которые таким образом зарабатывают себе на жизнь. Правительство пошло по пути поддержки сборщиков мусора, пытаясь создавать отрасль по переработке на основе их самоуправляемых организаций.

В Южной Африке множество стихийных свалок, поскольку, как отмечают эксперты, высок процент домохозяйств, которые не охвачены вывозом мусора. Рост населения и урбанизация увеличивают объемы выбрасываемых отходов. Отсутствие сортировки приводит к тому, что пластик выбрасывают в реки, и он загрязняет прибрежные воды. «Мусорные приливы» вызывают недовольство и требования запретить одноразовый пластик.

Российские преимущества

Россия за пять лет реформы неплохо выглядит по сравнению с другими растущими экономиками, уступая лишь в развитии собственных технологий переработки, сходятся во мнении эксперты. Преимуществами они называют стройную систему региональных операторов, реализуемую уже практику РОП, быструю цифровизацию отрасли и большое число строящихся предприятий по обращению с отходами.

«Если смотреть на развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в России и странах БРИКС, то по количеству запущенных проектов мы занимаем второе место и уступаем только Китаю. В Китае более 10 000 проектов ГЧП, у нас – порядка 4 000. Правда если смотреть в разрезе объема привлеченных инвестиций, то здесь мы занимаем 4 место, опережая только ЮАР», – подсчитал генеральный директор Национального центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ) Павел Селезнев.

По мнению эксперта, это обусловлено тем, что в России большую долю рынка ГЧП составляют некапиталоемкие проекты в отраслях общественной инфраструктуры, реализуемые на муниципальном и региональном уровнях. «При этом мы пониманием, что как раз такие проекты оказывают влияние на улучшение качества жизни населения», – сказал он.

Специалисты отмечают, что из опыта стран БРИКС целесообразно перенимать программный подход: почти во всех странах-участницах формируются долгосрочные планы по развитию инфраструктуры с применением механизмов ГЧП. Кроме того, предусмотрены инструменты поддержки и софинансирования проектов на предпроектной стадии. При этом в Китае для повышения эффективности использования как бюджетных, так и внебюджетных средств ГЧП-проекты не допускаются к реализации без предварительной оценки и внесения на цифровую платформу, функционирующую при Министерстве финансов КНР, рассказал Селезнев.

Председатель совета директоров АО «Ситиматик» Сергей Котляренко считает, что формирование устойчивой системы обращения с ТКО в России еще продолжается, но уже сейчас можно констатировать, что тот путь, на который у Европы ушли десятилетия, наша страна прошла меньше чем за пять лет. По мнению эксперта, ключевую роль в этом процессе играет РЭО, координирующий реформу, а также предлагающий гибкие и эффективные инструменты развития отрасли.

«В частности, “Ситиматик” воспользовался механизмом финансовой поддержки РЭО и за счет размещения облигаций привлек заемные средства в размере 11,3 млрд руб. для развития действующих и создания новых инфраструктурных объектов по обращению с ТКО. Это позволило увеличить выборку вторичных материальных ресурсов и обеспечить стабильную работу мусоросортировочных комплексов в регионах присутствия компании», – поделился опытом Котляренко.

Отраслевой опыт

Говоря о перспективе использования опыта по внедрению РОП, стоит отметить, что первопроходцем механизма переноса ответственности на производителя упаковки, который обеспечивает полную прозрачность и легкость управления системой, стала Белоруссия. Уровень утилизации ТКО там вырос с 10% в 2010 г. до 34% в 2022 г. В России также уже сложились отрасли, которые широко применяют вторичное сырье – это не только целлюлозно-бумажная промышленность, где уровень цикличности уже составляет 63%, но и металлургия (цикличность – 80%), стекольная промышленность и другие, отмечают эксперты.

«Реформа системы РОП позволила создать на наш взгляд лучшую в мире модель, которая способна в относительно короткие сроки трансформировать экономику, сделав ее максимально цикличной. И это не только наши оценки, в ходе переговоров со шведскими коллегами они также признавались, что выбранная модель РОП в отношении упаковки является лучшей, но бюрократические трудности мешают им перейти к этому механизму и распространить его по всей Европе, – прокомментировал исполнительный директор Лиги переработчиков макулатуры Алексей Сергеев. – Переняв модель Белоруссии, и улучшив ее с учетом специфики российского рынка, Россия обеспечивает себе будущее, свободное от проблем, связанных с переполненными мусорными полигонами, непрекращающимися колебаниями цен на сырье для производства товаров и упаковки».

Сейчас в России работает 182 региональных оператора. Их выручка, по данным РЭО, составляет около 290 млрд руб. Деньги поступают в том числе за счет платы населения за услугу по вывозу отходов. Рост платы фиксирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а для расчета тарифа регоператоры обязаны устанавливать нормативы накопления. В 2023 г. постановлением правительства был утвержден новый порядок: теперь нормативы накопления устанавливаются либо через измерение количества отходов, либо методом сравнительного анализа. 

«Чтобы определить нормативы, РЭО проанализировал более 50 000 замеров, которые проводились в России. Далее данные усреднили – с учетом особенностей регионов и сезонности», – пояснил Буцаев.

«Спустя пять лет после начала реформы по обращению с ТКО можно сказать, что удалось упорядочить ряд технологических процессов, – уверен председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных. – Совместно с коллегами из Госдумы, правительством РФ, экспертным сообществом наш комитет продолжает мониторить действующую систему по обращению с ТКО».