Особенности национальной уборки
Программа «Генеральная уборка» обезвредит опасные для экологии и людей промышленные объектыЗатопленные суда, заброшенные промышленные предприятия, старые шахты и рудники, нефтяные скважины, крупные несанкционированные свалки – все эти объекты накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС) угрожают заражением токсическими веществами экосистемам и человеку. С 1 октября 2023 г. ликвидировать экологически опасные объекты в России будут по новому закону.
Поиск вреда
Закон о совершенствовании системы ликвидации ОНВОС создавался для реализации федерального проекта «Генеральная уборка», утвержденного в 2021 г. по поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина. На территории России на данный момент выявлено более 2000 потенциальных объектов накопленного вреда, но достоверная информация о степени их воздействия на окружающую среду, здоровье и продолжительность жизни граждан отсутствует, говорят в пресс-службе Минприроды.
Задача проекта «Генеральная уборка» – провести учет бесхозных ОНВОС и их градацию по влиянию на здоровье граждан. Наиболее опасные с этой точки зрения объекты должны ликвидироваться в первую очередь. До появления нового закона законодательством предусматривалась оценка влияния ОНВОС только на окружающую среду, новый документ обязывает оценивать влияние вредных объектов и на людей.
Закон позволит в приоритетном порядке ликвидировать объекты, которые негативно влияют на окружающую среду и портят жизнь людям на протяжении десятилетий. До появления нового регулирования у региональных и муниципальных властей было право выявлять вредные последствия промышленной деятельности человека и организовывать их ликвидацию, после его вступления в силу это становится их обязанностью. Проводить исследования выявленных объектов будет Росприроднадзор, а отвечать за оценку влияния каждого объекта на здоровье людей – Роспотребнадзор.
Кроме этого Росприроднадзор наделяется полномочиями по оценке сметной стоимости ликвидации ОНВОС, не являющихся объектами капитального строительства. Это сделано для того, чтобы был единый подход в такой оценке и из проектов исключались избыточные решения, поскольку на работы по ликвидации объектов направляются и федеральные средства, в частности «окрашенные экологические платежи», пояснили в Минприроды.
Дорогое ядовитое прошлое
ОНВОС создают чрезвычайно высокую опасность для здоровья населения и природных экосистем, а также представляют потенциально большую нагрузку на бюджеты и экономику субъектов РФ в виде отложенных расходов, считает председатель комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты России Елена Шаройкина.
Проблема с брошенными промышленными объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, крайне актуальна для нашей страны: на сегодняшний день только в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС) включено 692 ОНВОС. И этот список не окончательный, он продолжает пополняться, рассказала Шаройкина.
На генеральную уборку старого и токсичного промышленного прошлого по поручению президента России Владимира Путина правительство выделило 20 млрд руб. до 2024 г. Как тратить средства на устранение накопленного вреда, министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов рассказал на встрече с президентом 6 сентября: «2000 заявок от регионов поступило в наш адрес о накопленном вреде, и мы должны разобраться в них, чтобы в первую очередь правильно и рационально потратить деньги там, где в действительности этот вред угрожает жизни людей». Глава Минприроды отметил, что Росприроднадзор и Роспотребнадзор благодаря новому закону получат необходимые полномочия для проведения анализов и исследований, чтобы определить, какие из этих объектов надо было «убрать вчера, какие – незамедлительно, а какие просто внешне выглядят некрасиво». «Не важно, сколько это стоит, это надо делать, иначе люди просто умирают от этого», – добавил министр.
Самое главное – чтобы регионы располагали необходимыми средствами и компетенциями для проведения работ по ликвидации экологического вреда, считает Шаройкина: «Классы опасности у объектов различны. И на примере того же «Усольехимпрома» или Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) мы можем видеть, насколько непростой может быть эта задача».
Проект «Генеральная уборка» – продолжение федерального проекта «Чистая страна», по которому уже ликвидировано 74 наиболее опасных ОНВОС и 62 несанкционированные свалки. До конца 2024 г. планируется ликвидация 191 свалки и 88 наиболее опасных объектов. Это позволит улучшить жизнь более 20 млн человек, отметили в Минприроды. В 2023 г. специалисты обследуют 578 объектов в районе проживания почти 13 млн человек.
«Генеральная уборка» выходит на полную мощность. Нужно ликвидировать объекты накопленного экологического вреда, которые ухудшают качество жизни, негативно влияют на здоровье человека и экологию. К 2024 г. благодаря федеральному проекту мы увидим реальный экологический эффект, запустим механизм не только ликвидации экологического вреда, но и предотвращения появления таких горячих точек», – считает заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.
В «Генеральной уборке» в отдельное направление выделена ликвидация накопленного экологического вреда БЦБК. На данный момент в рамках программы удалось снизить уровень надшламовых вод в картах-накопителях полигонов «Солзанский» и «Бабхинский».
На промышленной площадке бывшего «Усольехимпрома» в Иркутской области продолжается работа по устранению экологических последствий: после закрытия предприятия химические вещества, копившиеся десятилетиями, были помещены в подземные резервуары. ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО, входит в «Росатом») перезатарило отходы, которые были обнаружены в 17 аварийных цистернах, в емкости, которые затем были вывезены на специализированные предприятия для утилизации. Сейчас ведется работа по полной расчистке территории, демонтажу зданий и сооружений, рекультивации шламонакопителя. Только на этот объект в 2023 г. будет направлено 1,6 млрд руб.
Кроме этого в рамках «Генеральной уборки» в шести регионах Дальнего Востока идут работы по подъему и утилизации судов, затопленных в городских бухтах. Эти корабли мешают судоходству и рыбоводству, негативно влияют на окружающую среду и на качество жизни людей. В 2022 г. в Камчатском, Приморском, Хабаровском крае, Магаданской и Сахалинской областях, Чукотском автономном округе подняли 43 затопленных объекта. В 2023 г. уже завершены работы по извлечению из водоемов 36 затонувших судов, в плане на год их 87. На 2024 г. запланированы работы по расчистке акваторий еще от 86 судов. По данным регионов, всего в России выявлено более 250 затонувших судов. Всего к концу 2024 г. планируется поднять и утилизировать 213 затонувших судов в шести субъектах ДФО (84 судна в Камчатском крае, 23 – в Магаданской области, 27 – в Приморском крае, 52 – в Сахалинской области и т. д.).
Юридические препятствия
«Генеральная уборка» значительно совершенствует институт ликвидации ОНВОС в нашей стране, считает Шаройкина. Но в ее реализации хватает и противоречий. Эксперты комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты России считают, что принятию эффективных мер по учету, обследованию и ликвидации загрязнений, накопленных в недрах, препятствует несовершенство правового определения самого понятия ОНВОС. Например, в ГРОНВОС отсутствуют такие объекты в недрах, хотя «Генеральная уборка» включает в себя мероприятия по ликвидации наиболее опасных скважин нераспределенного фонда недр, отметила Шаройкина. К 2024 г. планируется ликвидировать 500 таких объектов из 26 000, но юридически они не могут быть включены в ГРОНВОС. То есть, по сути, отсутствует правовой механизм для реализации стратегической инициативы федерального проекта.
Еще одно противоречие заключается в том, что в законе о совершенствовании системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде введено понятие «наблюдение за ходом ликвидации НВОС», но в документе не закреплены конкретные полномочия институтов общественного контроля за этой важной для жизни и здоровья населения работой. «Доступ на такие объекты, конечно, ограничен. И было бы правильно закрепить в законе порядок и права групп общественного контроля. Иначе этот пункт становится нереализуем», – считает Шаройкина. Кроме того, сегодня никак не учитывается мнение общественности в процессе категорирования и отбора приоритетных объектов для ликвидации. Этот вопрос также остался за рамками нового закона.