Сохранение экосистем требует срочных действий со стороны государств и бизнеса

Раскрытие компаниями информации о воздействии на природу способствует спасению биоразнообразия на планете

Утрата биоразнообразия нашей планеты, то есть исчезновение различных видов растений, животных и других форм жизни – проблема не менее актуальная, чем изменение климата, о котором в последнее время ведутся обширные дискуссии. Сокращение биоразнообразия и, как следствие, нарушение экосистем спровоцированы деятельностью человека. «Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины – мы оставляем в ней зияющие дыры», – говорил английский натуралист, всемирно известный писатель и основатель Джерсийского зоопарка Джеральд Даррелл еще в прошлом веке. Природа между тем играет решающую роль в жизнеобеспечении людей, сохранении и поддержании их здоровья и качества жизни.

Сегодня наиболее значимыми международными документами, призванными регулировать действия по сохранению биоразнообразия, являются Конвенция о биологическом разнообразии (1993 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия), подписанная 196 государствами, включая Россию, а также принятая в ее развитие Куньминско-Монреальская глобальная рамочная программа в области биоразнообразия (2022 г., Монреаль, Канада). Последнюю иногда называют «Парижским соглашением по природе» по аналогии с климатическим соглашением, принятым в 2015 г. в Париже. Куньминско-Монреальская программа констатирует, что несмотря на предпринимаемые усилия, состояние биоразнообразия во всем мире ухудшается беспрецедентными в истории человечества темпами.

Схожие выводы содержатся в последнем докладе ООН «Ход достижения целей в области устойчивого развития», изданном в мае 2024 г. В документе утверждается, что риск вымирания видов растет. Так, с 1993 г. совокупный «индекс Красной книги» снизился на 12%. Этот показатель определяет статус сохранения основных групп видов (в Красной книге они включают 7 градаций – от «вымерший» до «вызывающий наименьшее беспокойство») и измеряет тенденции риска их исчезновения с течением времени. Авторы доклада настаивают, что необходимо активизировать усилия по выполнению глобальных обязательств в области охраны окружающей среды и биоразнообразия.

Куньминско-Монреальская глобальная рамочная программа в области биоразнообразия формулирует конкретные цели и задачи на периоды до 2030 г. и 2050 г. В документе говорится о том, что важно стимулировать бизнес к проведению регулярного мониторинга своей деятельности, а также раскрытию информации о ее рисках, связанных с воздействием на биоразнообразие.

Россия принадлежит к странам с достаточно развитой нормативной базой регулирования экологической сферы, в том числе вопросов защиты флоры и фауны. Сохранение биологического разнообразия входит в число направлений стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г. Кроме того, в России утверждена стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Вопросы сохранения биоразнообразия охватываются действующими стратегиями развития охотничьего хозяйства, сельских территорий, органического сельского хозяйства. Реализуется федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» как часть национального проекта «Экология». Есть ряд национальных стандартов в сфере биоразнообразия, методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Наконец, тематика биоразнообразия и мер его сохранения входит в утвержденный обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.

Возвращаясь к роли бизнеса, нельзя не упомянуть, что принцип раскрытия информации с учетом оценки воздействий и рисков лег в основу двух основных изданных с 2022 г. международных документов по вопросам отчетности организаций. Это рекомендации целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с природой, TNFD (Taskforce on Nature-related Financial Disclosures) и обновленный тематический стандарт отчетности GRI 101 «Биоразнообразие 2024». Рекомендации TNFD призваны помочь компаниям и финансовым институтам выстроить систему управления и раскрытия информации о зависимостях, воздействиях, рисках и возможностях, связанных c природой, в том числе с биоразнообразием. Для понимания масштабов проделанной работы приведу только одну цифру – совокупный объем публикаций, не считая обсуждаемых сейчас драфтов, превышает 1300 страниц. Согласно рекомендациям, информацию необходимо раскрывать по четырем блокам идентичных тем, которыми оперируют стандарты ISSB и TCFD.

Во-первых, это «Управление». Здесь речь идет об участии совета директоров и роли менеджмента в оценке аспектов, связанных с природой, а также взаимодействии с местными сообществам и коренными народами при этой оценке. Второй блок – «Стратегия». Это раскрытие информации о влиянии зависимостей, воздействий, рисков и возможностей, связанных с природой, на бизнес-модель, стратегию, финансовое планирование, цепочку создания стоимости продукта. В-третьих – «Риски и управление воздействиями», то есть интеграция вопросов, связанных с воздействием на природу, в общую систему управления рисками компании. И, наконец, «Показатели и цели». Важно, что фокус раскрытия информации смещен в сторону описания системы управления, оценки воздействий и риск-менеджмента, а не в направлении показателей результативности и конкретных инициатив, что раньше было преобладающей практикой.

Аналогичный подход применен и в новом стандарте GRI про биоразнообразие. Взамен четырех показателей результативности введено восемь, преимущественно о системе управления и рисках в сфере биоразнообразия в привязке к конкретному местоположению объектов компании. Информацию о воздействии на биоразнообразие теперь необходимо раскрывать по всей цепочке поставок.

Новые требования предполагают подготовку большого объема информации. Очевидно, что они должны усилить тенденцию последних лет, когда компании наряду с раскрытием информации в отчете об устойчивом развитии разрабатывали специальный сайт, посвященный вопросам биоразнообразия. Например, сайт о воздействии на экосистемы есть у таких компаний, как «Норильский никель» и «Полюс».

Мы живем в переломный период, когда многие из давно назревших проблем требуют срочных эффективных действий. И одна из них – утрата биоразнообразия. Новые стандарты отчетности в этой сфере – попытка сфокусировать усилия бизнеса на тех вопросах, где его воздействия наиболее существенны, и системные действия способны оказать наибольший положительный эффект. Очевидно, что внедрение этих стандартов – нетривиальная задача, требующая немало организационных и интеллектуальных усилий, перестройки и доработки системы управления. Однако кумулятивный эффект должен существенно превысить эти затраты.