Новый стандарт ESG-отчетности учитывает лучшие мировые практики
В документе Минэка сделан акцент на вкладе организаций в достижение национальных целей, поставленных президентом РоссииВ мае этого года Минэкономразвития РФ представило новый стандарт отчетности об устойчивом развитии. Этот документ – следующий шаг в формировании российской нормативной базы для подготовки ESG-отчетности после утвержденных в прошлом году методических рекомендаций министерства.
Хотя новый стандарт является продолжением ранее утвержденных методических рекомендаций, это уже не просто сборник рекомендованных показателей. Документ содержит концептуальные подходы относительно характера и качественного состава раскрываемой информации. Мы видим, что в стандарте учтены современные международные практики. Терминология и методологические концепции во многом унифицированы. Например, введено новое для российского нормативного поля, но уже некоторое время использующееся в GRI и других распространенных методологиях понятие воздействий.
При таком подходе к раскрытию будет больше возможностей для оценки деятельности компании в области устойчивого развития. К примеру, стандарт предписывает раскрывать финансовые последствия не только воздействий, но и стратегических рисков и возможностей. Это актуально для нашей страны. В частности, реализация климатических рисков оттаивания грунтов в зоне многолетней мерзлоты может повлечь за собой значительные капитальные вложения для предупреждения экологических катастроф и надлежащего функционирования хозяйственных и производственных объектов.
Стандарт содержит указание на необходимость определения существенности информации. Причем, в отличие от стандартов GRI (глобальная инициатива отчетности), предлагается применять принцип так называемой двойной существенности, то есть учитывать как степень воздействия компании на внешний мир, так и влияние факторов устойчивого развития на компанию, в том числе финансовое. Кроме того, опять же, в отличие от GRI, для определения заинтересованных сторон документ рекомендует учитывать значимость их воздействия на организацию и/или наоборот – организации на заинтересованные стороны. То есть и в этом подходе используется двойная существенность.
Отметим, что в отличие от прежних методических рекомендаций новый стандарт уделяет внимание не только показателям-метрикам результатов, но и иным важным аспектам: управлению и стратегии в области устойчивого развития, а также риск-менеджменту в этой сфере. И если вопросы раскрытия информации о корпоративном управлении затрагиваются стандартом не очень глубоко (вновь в отличие от GRI), то предоставление сведений о корпоративной стратегии в призме устойчивого развития регламентируется значительно более подробно и детально.
ESG-показатели новый документ Минэка предлагает раскрывать в разрезе вклада в достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН и национальных целей России. Очень интересный момент – часть показателей вклада в реализацию национальных целей будет использоваться для расчета социального капитала организации, на основании которого могут приниматься решения о предоставлении мер государственной поддержки. Таким образом, качественное раскрытие информации, которое пока носит добровольный характер, может получить хороший материальный стимул.
Сроки раскрытия отчетности в области устойчивого раскрытия сохранены такие же, как и в методических рекомендациях, – 30 дней с даты публикации финансовой отчетности. По опыту «Горизонт КФ», для российского рынка соблюдение таких сроков – нечастая практика.
Как мы видим, новый стандарт вобрал в себя многие передовые подходы в области раскрытия ESG-информации. Он хорошо описывает состав отчетности и весьма детально – необходимые для раскрытия элементы. Организациям, которые ранее не уделяли должного внимания устойчивому развитию, явно станет сложнее следовать рекомендациям по причине отсутствия фактуры для раскрытия.
Если сравнивать стандарт с наиболее распространенными международными аналогами, то можно сказать, что это достаточно детальный и понятный прикладной документ. Да, он не учитывает отраслевую специфику и не имеет такой широкий охват тематических показателей, но при этом в отличие от западных стандартов в высокой степени учитывает страновые особенности, в частности, вклад в национальные цели, климатическую доктрину России.
В целом скорость развития российской нормативной базы в вопросе раскрытия информации об устойчивом развитии впечатляет – чуть больше, чем за полгода с момента публикации методических рекомендаций и до выхода стандарта, произошли очень заметные качественные изменения.