Ирина Коршунова: «Соблюдение принципов устойчивого развития дает хороший экономический эффект»

Старший директор по устойчивому развитию компании «Вкусно – и точка» – о ESG-практиках в работе предприятий быстрого обслуживания
Пресс-служба «Вкусно – и точка»
Пресс-служба «Вкусно – и точка»

В сфере общественного питания соблюдение принципов устойчивого развития в первую очередь подразумевает обязательный контроль качества продукции на всех этапах ее производства. О том, как это осуществляется на практике, рассказала старший директор по устойчивому развитию компании «Вкусно – и точка» Ирина Коршунова.

– Что мотивирует вашу компанию уделять внимание ESG-повестке? Это в большей степени пожелание акционеров, менеджмента, регулирующих органов?

– Соблюдение ESG-принципов – традиционная часть культуры нашей компании уже много лет, мы им следовали и когда работали под международным брендом (McDonald's. – «Ведомости. Устойчивое развитие»), следуем и сейчас. Одна из целей устойчивого развития, обозначенных и в повестке ООН, и среди целей национального развития России, – забота о здоровье и благополучии людей. Для нас же это означает обеспечение гостей качественной, безопасной и вкусной едой. Для нашей сферы деятельности это вполне естественная и очень важная задача. Более того, забота о людях – это одна из ценностей нашей корпоративной культуры, которая лежит в основе всего, что мы делаем.

– Как это реализуется на практике? Например, насколько важно российским крупным розничным сетевым компаниям учитывать ESG-аспекты при выборе поставщиков?

– Приготовление качественной и безопасной пищи невозможно без отслеживания и контроля всей цепочки поставок, эта работа – наша ответственность перед гостями. У нас более 100 поставщиков, что совсем немного, учитывая, что в сети «Вкусно – и точка» сейчас более 900 предприятий и в среднем в день почти 2 млн посетителей. За работу с поставщиками отвечают отдел обеспечения и гарантии качества и отдел закупок, они всегда работают вместе. «Вкусно – и точка» получает продукцию и ингредиенты только от одобренных отделом гарантии качества партнеров. Процесс одобрения может длиться до года: мы применяем многоэтапную систему проверки на соответствие корпоративным требованиям. Если сотрудники отдела при проведении аудита видят, что у поставщика уже внедрены процессы управления качеством и безопасностью, он следует российским и международных стандартам – отлично. Но важно, чтобы это было подтверждено аудитом независимой аккредитованной компании. В противном случае такой аудит необходимо будет пройти на соответствие требованиям «Вкусно – и точка», в основу которых легли в том числе и международные стандарты, практики и инициативы, такие как GMP, GFSI, FSSC 22000 и др. Подрядчик, с которым мы начинаем сотрудничество, знакомится с нашим «Кодексом поставщика» – документом, в котором сформулированы общие ожидания от партнеров.

- Но ведь вопросы ESG не сводятся только к контролю качества и безопасности продукции?

– Да, конечно, и нам крайне важно, чтобы, помимо требований к качеству, партнеры разделяли наши ценности по этичному ведению бизнеса. В процессе сотрудничества проводится также независимый аудит социальной ответственности поставщиков. Он включает в себя проверку соблюдения трудового законодательства, условий труда работников предприятия, соблюдения правил безопасности на производстве. Также контролируется соблюдение экологических требований.

Наши сотрудники регулярно взаимодействуют с подрядчиками компании и посещают производства и фермы, хозяйства по выращиванию сельхозпродукции. У поставщиков мяса и птицы проводится аудит по соблюдению принципов гуманного обращения с животными. Отмечу, что это уникально для российского рынка. Стандарт, которого мы придерживаемся, основан на международных практиках. У нас есть требования к поставщикам по его соблюдению.

Таким образом, в рамках внутренних проверок и внешних аудитов мы охватываем весь комплекс вопросов, который отражен в «Кодексе поставщика».

– Как глубоко анализируется цепочка поставок? Ведь у каждого поставщика могут быть свои подрядчики. Вы контролируете все сами или эта ответственность делегируется?

– У «Вкусно – и точка» есть требования не только к поставщикам ингредиентов, но и к сырью, например к говяжьим котлетам для бургеров. То есть проводятся аудиты и у производителей мяса.

Мы вкладываем много ресурсов в выстраивание взаимодействия с поставщиками, делимся своим опытом, практиками. Но и наши партнеры, конечно же, много делают для того, чтобы соответствовать требованиям «Вкусно – и точка». Если соблюдены не все условия, но при этом руководство компании или ее владельцы стремятся исправить ситуацию, мы всегда идем навстречу. Это взаимные усилия, которые порой занимают много времени. Мы вместе двигаемся к достижению желаемого результата, однако в вопросах безопасности продукции компромиссов быть не может. Отмечу, что большинство наших поставщиков работают с нами уже десятилетия и становятся, как и мы, очень конкурентоспособными на рынке, дорожа своей репутацией.

– Соответствующие издержки компенсируются за счет долгосрочности проекта и спроса со стороны конечных потребителей?

– В конечном итоге – да. Приведу пример. Одно из наших требований к поставщикам – бесклеточное содержание птицы, то есть куры должны иметь возможность свободно перемещаться в помещении с доступом к еде и воде. Есть и другие обязательные условия. Например, минимизация внешних факторов стресса, запрет на превентивное использование критически важных при лечении человека антибиотиков.

В большинстве случаев такие требования требуют дополнительных затрат на первоначальном этапе. Но проходят годы, а экономика все равно выстраивается, потому что если ты ведешь свой бизнес корректно и правильно, то подобные финансовые издержки потом окупаются. Соблюдение принципов устойчивого развития в целом дает хороший экономический эффект в средней и долгосрочной перспективе.

– Какие еще практики поставщиков вы можете привести в качестве примеров с точки зрения достижения целей устойчивого развития?

– У сельскохозяйственных компаний существуют различные передовые практики. Например, «умное орошение» – полив растений, при котором для оптимизации использования воды применяются IT-технологии. Современные решения используются и при реализации подхода точного земледелия. Все это направлено на экономию природных ресурсов при одновременном достижении высоких показателей урожайности. Еще один пример лучших практик – онлайн-мониторинг использования топлива для сельскохозяйственной техники или автомобилей доставки.

– Последнее, вероятно, следует отнести не только к сельхозпроизводителям?

– Да, конечно. Новые технологии активно внедряем и мы сами. Они применяются и для возможности заказа непосредственно за столом в предприятии через приложение «Вкусно – и точка», и для добавления в систему различных форм заказа, например по пути в предприятие, чтобы когда ты пришел, обед тебя уже ждал. Что очень важно: мы начинаем готовить только после созданного заказа, когда он появляется на мониторах на кухне предприятия. Это позволяет сильно минимизировать отходы.

Существенно их снизить помогает использование искусственного интеллекта и Big data. Такие технологии используются при планировании поставок на логистические центры, а затем и для каждого из наших более чем 900 предприятий. Этим занимается логистический провайдер «Рулог», который является частью нашего холдинга. Разработанные компанией программы определяют оптимальные пути для передвижения с учетом различных актуальных дорожных событий, погодных условий и т. п. У каждого нашего предприятия есть доступ на веб-портал, где на основе в том числе проанализированных данных за последние два года уже сформирован заказ продукции для следующей доставки. Остается только его подтвердить или внести при необходимости корректировки. Эффективное планирование также позволяет избежать дополнительных поставок, а это означает минимизацию расхода топлива и выбросов выхлопных газов.

– Как вы оцениваете влияние подобных подходов к ведению бизнеса на конечных потребителей? Вы коммуницируете с ними на данную тему, видите отдачу?

– Моя бывшая коллега любила произносить фразу, которую я теперь часто использую: потребители голосуют ногами. Количество гостей наших предприятий с момента начала работы под новым брендом перевалило за 1 млрд. Я считаю, что это прекрасный показатель, который говорит сам за себя. И мы, естественно, используем разные формы коммуникации по вопросам, связанным с устойчивым развитием. Часть информации интегрируется в рекламную кампанию конкретного продукта, когда мы говорим о его качестве. Кроме того, мы приглашаем блогеров, показываем им производство поставщиков, участвуем в различных конференциях, выпускаем информационные блоки, просто рассказываем нашим клиентам, что мы делаем.

– Реализация повестки устойчивого развития требует еще и развития компетенций сотрудников. Вы приглашаете на работу уже обученные кадры или повышаете их квалификацию сами?

– Мы принимаем на работу абсолютно разных людей. При этом одна из наших, пожалуй, самых сильных сторон – это возможность непрерывного обучения и повышения квалификации. Около 300 млн руб. ежегодно инвестируется в образование и развитие сотрудников. В компании работает собственный центр обучения и развития. У всех сотрудников есть доступ на онлайн-платформу с очень большим количеством тренингов, курсов, учебных планов. Более того, например, директор предприятия может пройти обучение по лицензированной программе дополнительного профессионального образования и получить диплом с квалификацией «Директор предприятия общественного питания». Помимо этого, организуются различные тематические встречи и вебинары. Также мы проводим мероприятия в офисе по темам устойчивого развития, к которым может присоединиться любой сотрудник «Вкусно – и точка».