Сила в команде: зачем компании инвестируют в корпоративный спорт

Физическая активность позитивно влияет на здоровье сотрудников и их производительность
Пресс-служба «ПАО НК «Роснефть»

В последние годы спортивные активности для сотрудников стали неотъемлемой частью социальной политики многих компаний. «Ведомости. Устойчивое развитие» объясняет, почему внимание бизнеса к массовому спорту стало трендом.

Понятие «корпоративный спорт» – физическое развитие работников организаций, объединенных принадлежностью к отрасли, профессии или корпорации, – законодательно закрепили в июле 2020 г., признав его частью массового спорта. Корректировки в законе «О физической культуре и спорте» зафиксировали уже сложившийся тренд – спортивные мероприятия для сотрудников стали важным элементом функционирования компаний.

Инвестиция в будущее

В конце 2023 г. Ассоциация развития корпоративного спорта (АРКС) опубликовала результаты тематического опроса топ-менеджеров: 60% респондентов признались, что в их компаниях увеличились расходы на спорт (сравнивались данные за 2021 и 2022 гг.). Одним из драйверов роста эксперты АРКС считают пандемию, когда обострилась проблема подвижности сотрудников и необходимости их офлайн-общения.

«У нас количество мероприятий растет, – рассказывает «Ведомости. Устойчивое развитие» Сергей Пирязев, представитель компании Vsporte, которая специализируется на организации корпоративных спортивных событий. – 2023-й показал резкий скачок вверх по сравнению с пандемийными годами. Шесть месяцев 2024 г. вполне сопоставимы с доковидными 2018 и 2019 годами, когда на фоне чемпионата мира по футболу в России все захотели заниматься спортом».

В 2023 г. только Vsporte устроила 129 корпоративных спортивных ивентов, т. е. 2–3 в неделю, но на рынке активно работают и другие операторы (3sport, WSB Team, «Руспортинг» и проч.).

В исследовании АРКС зафиксирована небольшая оптимизация расходов компаний на спорт в начале 2023 г., но в перспективе эта статья расходов будет расти.

«Содержание корпоративной спортивной команды обходится компании минимум в 1,5–2 млн руб. в год, – говорит Пирязев. – В сумму входит аренда площадки для тренировок, услуги тренера, пошив формы, спортинвентарь, участие в соревнованиях». Но для некоторых руководителей, добавляет Пирязев, корпоративный спорт стоит на одном уровне с прибылью. «В таких компаниях сотрудниками зачастую становятся бывшие профессиональные спортсмены, а важнейшей задачей – победы в корпоративных турнирах, – уточняет он. – Такой подход увеличивает чек на содержание каждой команды – от 10 млн руб.».

В здоровом теле

Инвестиции в корпоративный спорт обусловлены прежде всего стремлением компаний повысить качество жизни сотрудников, что, в свою очередь, положительно сказывается на производительности. А новые технологии помогают расширить географию вовлеченных в спортивные активности работников.

«Наша особая гордость – это дистанционные тренировки в вахтовых городках на удаленных сибирских месторождениях, – рассказывает «Ведомости. Устойчивое развитие» Иван Абакумов, заместитель директора департамента информации и рекламы НК «Роснефть». – Занятия подобраны с учетом экстремальных климатических условий, повышенной физической нагрузки и удаленности от привычной среды. В отечественном нефтегазе даже проводились специальные исследования, которые доказали, что у вахтовиков, занимающихся оздоровительной физкультурой, количество пропущенных часов по болезни снизилось более чем на 60%».

В крупных компаниях с филиалами и дочерними предприятиями по всей стране у корпоративного спорта еще одна важная задача – улучшение внутренней коммуникации и укрепление командного духа. Учитывая большое количество сотрудников, характерным для корпораций соревновательным форматом стала Спартакиада – мультиспортивные форумы проводят «Роснефть», «Сбер», «Лукойл» и многие другие.

«На Сбербанкиаде происходит настоящее командообразование – люди объединяются идеей спорта, достижения высоких результатов и взаимной поддержки, – рассказал «Ведомости. Устойчивое развитие» представитель «Сбера». – Коллеги из разных территорий и функций взаимодействуют, узнают друг друга – растет доверие, налаживаются связи, которые оказываются полезны в работе. В долгосрочной перспективе это позитивно влияет на внутреннюю среду компании и продуктивность команды».

Масштабные Спортивные игры устраивает и «Роснефть», причем дважды в год. В 2023 г. летние соревнования, в обширную программу которых впервые добавили пулевую стрельбу, прошли в восьми городах и собрали более 2800 участников (77 команд). Дата и место финальной части летних Спортивных игр «Роснефти» 2024 г. еще не определены (рассматривают август-сентябрь), но первый региональный этап уже состоялся в Рязани, а в расписании отборочных туров еще восемь городов. Зимний турнир 2023 г. принимал Красноярск – в хоккее, лыжных гонках и биатлоне состязалось 630 сотрудников предприятий «Роснефти», в 2024-м в число дисциплин вошел керлинг, а количество участников выросло до 650.

Многие компании не ограничиваются внутренними соревнованиями, а поощряют работников к участию в массовых спортивных ивентах – корпоративные зачеты есть на Московском марафоне, в серии триатлонных стартов Ironstar и др. Это положительно влияет на имидж компаний в публичном пространстве, считает Пирязев.

«Люди всегда охотно делятся спортивными достижениями в соцсетях и в личных разговорах, упоминая название компании, – говорит Пирязев. – Затраты на корпоративный спорт часто оказываются ниже, чем традиционные расходы на праздничные корпоративы и прочий тимбилдинг, а эффект зачастую на порядок лучше».

Спорт в ассортименте

Спектр дисциплин, задействованных на корпоративных соревнованиях, постоянно расширяется. По данным Vsporte, наиболее популярны у компаний футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, лыжный спорт, настольный и большой теннис, плавание. Растет спрос на киберспорт, встречаются и необычные дисциплины – лапта, перетягивание каната и т. д.

Формирование командного духа – важный эффект корпоративного спорта, считает Абакумов, поэтому компании предпочитают командные дисциплины. «Навыки игры в футбол, волейбол и другие игры помогают сплотиться не только на спортплощадке, но и в офисе или на предприятии, – продолжает он. – По сути, командные виды развивают те же навыки, что необходимы в работе: быстро продумать стратегию, выявить лидера, найти компромисс и суметь принять решение в стрессовых ситуациях».

При этом, по словам Абакумова, в «Роснефти» уделяют внимание не только крупным мероприятиям. В 2020 г. программа корпоративного спорта компании была модернизирована и получила название «Энергия жизни». Под ее эгидой сотрудники могут участвовать в челленджах, проводить онлайн-тренировки с известными атлетами и т. п. В 2023 г. в рамках «Энергии жизни» состоялось 1300 спортивных мероприятий, а число регулярно занимающихся спортом сотрудников «Роснефти» превысило 106 000 человек (плюс 28% к 2022 г.).

Заразительный пример

Компании не принуждают сотрудников к спорту, но, как правило, продумывают для них систему поощрения. В исследовании АРКС 40% респондентов заявили, что в их компаниях есть мотивационные программы для занятий спортом, еще 19% отметили, что такие скоро у них появятся.

«Участие в соревнованиях и тренировках добровольное, – объясняет «Ведомости. Устойчивое развитие» менеджер по персоналу регионального отделения «Комус-Ростов» Виктория Колесниченко. – В качестве поощрения выдается брендированная спортивная форма. Поездки на турниры оплачиваются работодателем. На центральных соревнованиях у нас разыгрываются ценные подарки как за призовые места, так и за участие в различных активностях».

Флагманское событие программы корпоративного спорта компании «Комус» – Спартакиада – в июне 2024 г. собрало в Лужниках порядка 1500 участников. В программу соревнований вошли 18 видов состязаний – командные (волейбол, мини-футбол, баскетбол 3 х 3), индивидуальные (бег, бильярд, армрестлинг, настольный теннис) и даже фитнес-дисциплины (планка на время, отжимания), а призовой фонд мероприятия составил 5 млн руб.

Пирязев добавляет, что в некоторых компаниях самым активным по теме корпоративного спорта сотрудникам платят премии или предоставляют дополнительные дни отпуска.

«Спорт – необязательная, но заразительная история, – говорит Пирязев. – На Спартакиадах каждый сотрудник находит свой вид спорта или активность, чтобы не быть в стороне от спортивного праздника. Участие в отдельных соревнованиях позволяет работнику показать вовлеченность в жизнь компании, что точно не останется незамеченным руководством и поможет с продвижением по карьерной лестнице».

На крупных спортивных корпоративных ивентах поощряют не только участников, но и болельщиков. Так, например, на летней Сбербанкиаде-2023 в Казани приз получила команда с самой активной группой поддержки, а на Спартакиаде «Комуса» болельщиков мотивировали сертификатами в онлайн-магазин компании (от 5000 до 15 000 руб.).