Дефицит SAF провоцирует авиакомпании отказываться от своих климатических целей

Крупнейший авиаперевозчик Новой Зеландии Air New Zealand отказался от своей климатической цели на 2030 г., поскольку авиационный сектор сталкивается с нехваткой экологически чистого топлива (sustainable aviation fuel, SAF) и более эффективных самолетов. Это решение говорит о том, что большему количеству авиакомпаний придется столкнуться с суровой реальностью в процессе декарбонизации, сообщает Bloomberg.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, мировые поставки устойчивого авиационного топлива составят всего 0,5% от общей потребности в топливе в этом году. Как писали «Ведомости. Устойчивое развитие», в отчете американского Института политических исследований (IPS) говорится, что процесс внедрения экологически чистого авиационного топлива (SAF) сильно отстает от графика, соблюдение которого необходимо для предотвращения климатической катастрофы. Надежды на то, что замена топлива для самолетов сократит выбросы углекислого газа, ошибочны, а поддержка этих альтернатив может даже усугубить изменение климата, предупреждали авторы доклада в мае этого года. 

Кроме того, Boeing и Airbus не могут производить самолеты достаточно быстро, отмечается в сообщении агентства. Boeing под давлением регулирующих органов замедлил выпуск продукции, чтобы улучшить качество. Airbus настолько перегружен, что даже отказывается от заказов. Поэтому, хотя самолеты следующего поколения могут потреблять на 15–20 % меньше топлива, время ожидания их поставок может составлять годы.

Все это означает, что таким авиакомпаниям, как Air New Zealand, приходится дольше летать на старых самолетах, при этом практически невозможно заправлять их полностью сгорающим топливом. Тот факт, что SAF может быть в несколько раз дороже обычного реактивного топлива, не облегчает перевозчикам задачу достижения краткосрочных целей по выбросам углерода.

Менеджер по устойчивому топливу в консалтинговой компании по переходу на новые источники энергии Blanomy Джек Шепард считает, что другим авиакомпаниям, испытывающим трудности с закупкой достаточного количества экологически чистого топлива, возможно, придется последовать примеру Air New Zealand. Последствия таких решений будут распространяться далеко за пределы следующего десятилетия. Если больше авиакомпаний откажутся от промежуточных целей по выбросам, поставщики топлива будут еще менее склонны инвестировать в производство SAF, уверен эксперт. Цель достижения углеродной нейтральности к 2050 г. также будет труднодостижимой, добавил он.

Air New Zealand планировала сократить интенсивность выбросов углерода на 28,9% к 2030 г. по сравнению с базовым показателем 2019 г. Но она по-прежнему нацелена на достижение чистого нуля к середине столетия.