Глобальное потепление меняет жизнь в Арктике

Какие климатические факторы влияют на развитие арктического судоходства

В наше непростое время каждое значимое позитивное сообщение вызывает интерес и привлекает внимание. Недавно опубликованный доклад Института Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук (ИНП РАН) «Экономические эффекты климатических изменений в России» предполагает, что глобальное потепление России может быть выгодно, и даже способствует увеличению годового объема ВВП страны более чем на 1 трлн руб. при повышении среднегодовой температуры на один градус. Эти утверждения вызвали многочисленные дискуссии в экспертном сообществе, поскольку большинство как российских, так и зарубежных исследований показали значительные риски, зачастую неконтролируемые, а также экономические потери, связанные с изменением климата.

В частности, тот же самый ИНП РАН ранее представил доклад «Меняющийся климат и здоровье населения: проблемы адаптации», где говорилось о том, что климатические изменения проявляются в увеличении числа климатозависимых инфекционных заболеваний и их продвижении на север, деградации многолетних мерзлых грунтов и ее последствиях, приводят к увеличению числа экстремальных погодных явлений (наводнения, тайфуны, волны жары и холода). Необходимо также упомянуть свежую публикацию Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в которой содержится оценка потенциальных катастрофических последствий глобального потепления, и, в частности указывается, что «дезинформация задерживает принятие мер, которые так важны для противодействия одной из величайших проблем, стоящих перед человечеством». Перечислять работы, подтверждающие эти тезисы, можно до бесконечности.  

Поскольку большая часть территории России расположена в Арктике, важно объективно и всесторонне оценить, как изменение климата будет влиять именно на северные регионы. Средняя температура в мире с доиндустриального периода увеличилась примерно на один градус. При этом Арктика нагревается вдвое быстрее, чем остальная часть планеты. Изменения значительно ускоряются: за последнее десятилетие произошло потепление на 0,75 градуса. Повышение среднегодовой температуры в Арктике сопровождалось таянием вечной мерзлоты, сокращением морского льда и ледниковой массы. Это вызывает еще один самоусиливающийся цикл – петлю обратной связи между таянием мерзлоты и выбросом углерода, в котором углерод, ранее хранившийся в твердой форме, выделяется из-под земли в виде углекислого газа (CO2) и метана (парникового газа, в 35 раз более мощного, чем CO2). Происходит дальнейшее таяние ледников, продолжаются выбросы парниковых газов, что приводит к продолжению потепления. Общая величина обратной связи таяния вечной мерзлоты и выделения углерода не определена, но весьма вероятно, что это запускает цепную реакцию, увеличивает выбросы углерода, и антропогенное потепление будет усиливаться. Ожидается, что вечная мерзлота продолжит таять и в следующем столетии, а углекислый газ и метан, выделяющиеся в результате таяния мерзлоты, потенциально могут усилить антропогенное потепление, возможно, значительно.

По данным Guggenheim Partners, в ближайшие 15 лет мировые инвестиции в арктическую инфраструктуру могут достичь $1 трлн. Ожидается, что население Арктики вырастет с 4,05 млн в 2010 г. до 4,2 млн в 2030 г., что составит всего 4% роста за 20 лет. Для сравнения: мировое население за этот же период может увеличиться на 29%. Эти изменения определяют спрос на развитие технологий, включая цифровые и роботизированные, что открывает новые экономические возможности, однако требует значительных ресурсов, компетенций и инвестиций, как в науку, так и в компонентную базу.

Важно отметить, что для России всегда особый интерес представляло арктическое судоходство, в частности, развитие Северного морского пути (СМП). А в условиях санкционного давления оно приобрело еще большее стратегическое значение. Во-первых, развитие СМП необходимо для обеспечения реализации проектов по добыче минерального сырья в Арктической зоне РФ отечественными энергетическими и металлургическими компаниями. Объем грузопотока к 2035 г. должен вырасти до 220 млн т в год, что на 547% больше фактического значения показателя за 2023 г. Другой фактор, способствующий ускоренному развитию СМП – осложнение геополитической ситуации. Начиная с 2022 г. происходит переориентация грузопотоков в восточном и южном направлениях. СМП также способен разгрузить железнодорожную инфраструктуру страны: в частности, экспорт угля и пиломатериалов в восточном направлении можно осуществлять речными транспортными коридорами с выходом в акватории СМП.

Развитие СМП способствует повышению качества жизни местного населения. Создаются новые производства, рабочие места – как для специалистов морского профиля, так и работников добывающих производств, а также растут налоговые поступления в бюджет. СМП играет важную роль для «северного завоза» – мероприятий по регулярному и бесперебойному снабжению жизненно важными товарами районов Крайнего Севера. «Северный завоз» охватывает 25 субъектов РФ и 208 муниципальных образований, осуществляет транспортировку 40 типов грузов 27 видами транспорта для обеспечения жизнедеятельности около 3 млн человек. В 2022 г. объем «северного завоза» составил почти 7 млн т.

В средне- и долгосрочной перспективе СМП будет активно развиваться, что может привести к увеличению рисков для устойчивого развития Арктического региона. И эти риски сложно оценить. С одной стороны, таяние льдов открывает новые возможности для судоходства. Использование СМП сокращает маршруты между Европой и Восточной Азией на 43%, что позволяет экономить топливо и снижать выбросы. Однако фактические условия зависят от толщины льда и других природных факторов, а также от способности СМП принимать крупные суда. Но с другой, возможные виды использования арктических маршрутов сопряжены с экологическими рисками, такими как разливы нефти и загрязнение акватории. Однако помимо этих рисков также стоит упомянуть о потенциальной угрозе для экосистемы Арктики, которую могут представлять выбросы сажи от судов. Сажа, попадающая в атмосферу и оседающая на поверхность льда и снега, может ускорять процесс таяния, потепления, что в свою очередь может привести к еще большим экологическим проблемам.

В целом, экономия топлива и сокращение маршрута не всегда приводят к снижению затрат из-за необходимости строительства ледокольных судов, обеспечения навигации в сложных условиях и других факторов. Ограниченные пропускные способности СМП, особенно для крупных судов, и экологические риски остаются значительными вызовами. На сегодняшний день, с учетом сложной геополитической обстановки и все еще развивающейся инфраструктуры, транзитный потенциал СМП используется достаточно слабо. Проблемы с поставками судового оборудования и комплектующих для строительства грузового и ледокольного флота на российских верфях из-за санкционного давления приводят к переносу сроков спуска на воду строящихся судов под реализуемые арктические проекты.

Отсутствие припайного льда, который ранее защищал берега от штормов, ускоряет эрозию береговой линии, угрожая населенным пунктам. Так, таяние вечной мерзлоты уже разрушило инфраструктуру в Норильске, вызвав экологическую катастрофу.

В дополнение к вышеупомянутым рискам, связанным с использованием арктических маршрутов, отмечу также необходимость инноваций в строительстве в арктических регионах. Суровые климатические условия и удаленность территорий увеличивают углеродный след и стоимость строительства, что может стать препятствием для решения демографических проблем и развития региона. Это касается как жилого строительства, так и инфраструктурных объектов. С другой стороны, освоение арктических регионов требует большого количества рабочей силы, которая (с учетом короткого строительного сезона) может использоваться всего несколько месяцев в году. Инновации в области строительства, включая использование новых материалов и технологий, могут помочь снизить затраты и уменьшить воздействие на окружающую среду, что в свою очередь будет способствовать устойчивому развитию Арктики.

Таким образом, потепление влияет на все аспекты жизни в регионе, включая социальную сферу, биоразнообразие и экономику.