Изменение климата меняет бизнес
Компании стремятся рассчитывать и сокращать углеродный след, компенсируя его устойчивыми практикамиСогласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), глобальные выбросы углекислого газа (CO2) за 2023 г. достигли рекордных 37,4 млрд т. При этом пятая их часть приходится на производственные цепочки поставок, которые потребляют 54% мировых источников энергии. Участники конференции ООН по климату в Дубае (ОАЭ) в конце прошлого года отметили, что выбросы CO2 сокращаются недостаточно для того, чтобы достичь целей Парижского соглашения 2015 г. – ограничить повышение глобальной температуры до 1,5 °C.
Такая ситуация грозит глобальным потеплением, которое сложно будет контролировать. По итогам саммита страны приняли решение отказаться от использования ископаемого топлива к 2050 г. для сдерживания температуры. Но отмечу, что если отчеты по Scope 1 и 2 (прямые выбросы) обязательны для компаний, то выбросы, связанные с деятельностью компании, но не принадлежащие ей (Scope 3), могут игнорироваться. При этом именно они зачастую представляют собой значительную часть всех выбросов парниковых газов. Предприятия сталкиваются с трудностями в измерении косвенных выбросов, так как напрямую не контролируют их. Для правильного понимания Scope 3 компаниям необходимо точно рассчитывать выбросы, происходящие в цепочке жизненного цикла продукта и цепочке создания стоимости, а также учитывать интересы всех заинтересованных сторон и поставщиков.
Кроме того, бизнесу необходимо найти баланс между выбросами CO2 и действиями, которые будут их в каком-то смысле уравновешивать. Крупные переработчики уже предпринимают шаги в этом направлении, увеличивая разнообразие сырья в продуктовых портфелях. 87% ингредиентов для продукции L’Oreal поступают из источников, удовлетворяющих требованиям устойчивого развития, а к 2030 г. этот показатель планируется довести до 100%. Компания использует в производстве 1600 видов сырья из 350 различных растений, сохраняя при этом леса и не нарушая биоразнообразия.
Приведу еще один показательный пример. Производитель товаров повседневного спроса Unilever к 2030 г. планирует заменить в рецептуре чистящих средств весь углерод из ископаемого топлива на углерод из возобновляемых источников. Для этого компания совместно с партнерами реализует проект по улавливанию своих выбросов CO2 до того, как газ достигнет атмосферы. Этот СО2 Unilever использует в качестве сырья для производства кальцинированной соды. Компания инвестировала 1 млрд евро в стратегию по изменению способа создания, производства и упаковки своей продукции.
На мой взгляд, организациям, которые задумываются о снижении негативного воздействия на природу, помимо внешних экологических инициатив, стоит учитывать несколько аспектов. Во-первых, необходимо отслеживать экологичность производства сырья и его доставки для сокращения воздействий на окружающую среду. Эта информация позволит просчитать общий углеродный и экологический след. Второй аспект – сам продукт. Товар должен быть в первую очередь качественным и ремонтопригодным, чтобы его можно было использовать как можно дольше. Важно стремиться к безотходному образу жизни и многократному использованию вещей. В России этому способствует федеральный проект экономики замкнутого цикла. Он направлен на сокращение отходов и более эффективное управление ресурсами.
Для повышения экологичности продукции бизнес стремится ее усовершенствовать. В феврале прошлого года компания Nokia выпустила модель смартфона G22, которую можно разобрать за несколько минут без использования специальных инструментов для ремонта или замены аккумулятора, упростив таким образом замену элемента питания. Кроме того, важно развивать поиск этичных с точки зрения экологии поставщиков, предоставляющих прозрачную информацию. Необходимо уделять внимание экологическим, социальным и экономическим воздействиям на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла товаров и услуг.
Отдельный пункт ESG-повестки – упаковка, которая в идеале должна быть полностью перерабатываемой или биоразлагаемой (органической). Предприятия изучают различные варианты: экологичные упаковки из бамбука, кукурузного крахмала, растительных материалов, а иногда и производственных отходов пищевой промышленности.
Еще один важный аспект – непосредственное взаимодействие с пользователями продукции. Реализация стремлений донести до клиентов правила и способы ответственного потребления формирует экопривычки. Питерская компания New Wallet заботится о полном жизненном цикле продукта, указывая на кошельках способы их отправки на переработку. Приведу в пример и Gravity Labs, разработавшую экологичные чернила, которые производятся путем сбора углеродных выбросов из окружающей среды. Или модный бренд Doodlage, создающий экологичную одежду из отходов. Таких примеров в современном мире становится все больше: конечный потребитель делает выбор в пользу производителя, который заботится об окружающей среде.
Принятие экологических стратегий, таких как рациональное использование ресурсов, внедрение экологически чистых методов потребления энергии и т. д. помогает бизнесу повысить свой имидж, привлекая как новых клиентов, так и сотрудников. Компаниям становится выгодно поощрять реализацию устойчивых инициатив сотрудниками и предоставлять возможность командам внедрять собственные решения. Нередкая практика – проведение корпоративного обучения персонала по экологичному образу жизни. Можно комплексно внедрять программы раздельного сбора вторсырья или проводить мероприятия по высаживанию деревьев и уборке природных территорий. У нас есть положительный опыт: компания PROTEKTOR в сотрудничестве с «Центром Чистой Природы 12-15» профинансировала программу очищения и защиты 1100 га природных территорий в 52 регионах России. В экологических мероприятиях приняли участие более 8200 человек, в том числе, персонал компании.
Убежден, что бизнесу необходимо открыто делиться сведениями о своем воздействии на окружающую среду, в частности, о выбросах, и тех мерах, которые они принимают по их сокращению. Но, по данным глобальной некоммерческой организации CDP, только 2% компаний имеют высокую оценку за экологическую прозрачность и эффективность. Правда стоит отметить, что все большее количество организаций начинают раскрывать такую информацию. И здесь тоже есть свои нюансы. Рост экологической ответственности компаний и ажиотаж вокруг проблемы приводит к появлению ряда случаев «зеленого отмывания» или гринвошинга – формы экологического маркетинга, когда компании предоставляют ложную информацию или преувеличивают свои достижения в области сохранения окружающей среды. Например, производители могут отмечать свои материалы как экологичные без экспертного подтверждения.
Зелеными можно назвать те компании, которые внедряют программы для сохранения окружающей среды – от экологичного производства продукта и контроля цепочки поставок до создания офисов, производящих меньшее количество отходов. Использование переработанных материалов, сокращение количества ресурсов, экологичная упаковка – казалось бы, небольшие действия. Но они уменьшают негативное воздействие на природы и при этом открывают больше возможностей для самих предприятий. Таким образом, зеленый бизнес не только улучшает сложные экологические условия, но и расширяет свои возможности и перспективы. Список клиентов, сотрудников и поставщиков пополняется теми, кто обращает внимание на экологические ценности и корпоративную социальную ответственность. Реализация устойчивых инициатив также снижает давление со стороны регулирующих органов улучшает имидж бренда.