СИБУР запустил блокчейн в экологию

Компания начала продажу токенизированных углеродных единиц
СИБУР
СИБУР

Российская нефтехимическая компания СИБУР завершила первую сделку по продаже сокращений выбросов парниковых газов с использованием токенов и технологии блокчейн. Это углеродные единицы, полученные в ходе климатического проекта на комбинате «Запсибнефтехим».

Сделка с приобретением углеродных токенов, представляющих собой цифровой эквивалент единиц сокращения выбросов, были осуществлены в публичном распределенном реестре на Зеленой цифровой платформе. Единицы сокращения выбросов приобрела группа компаний Qiwi с целью полной компенсации углеродного следа за 2022 г.

С 2021 г. Qiwi проводит количественную оценку выбросов парниковых газов в соответствии с методикой The GHG Protocol Corporate Accounting and Reporting Standard. По итогам 2022 г. прямые и косвенные выбросы парниковых газов группы составили 3121 т CO2-эквивалента. Цену сделки стороны не раскрывают. Таким образом, Qiwi стала первой компанией на российском финтех-рынке, компенсировавшей свой углеродный след. В то же время СИБУР стал первой промышленной компанией в России, совершившей сделку по продаже сокращений выбросов СО2 на блокчейн-платформе.

Климатический проект, реализованный на «Запсибнефтехиме», ранее получил подтверждение ведущего европейского центра по валидации и верификации Verico SCE о соответствии стандарту ISO 14064-2:2019 на сокращение выбросов CO2-эквивалента в размере около 3 млн т. Единицы сокращения выбросов парниковых газов размещены в публичном распределенном реестре и доступны для покупки в России и за рубежом, что дает возможность бизнесу и частным лицам компенсировать свой углеродный след. Проект предусматривает использование побочных продуктов производственного цикла вместо основного топлива на Тобольской ТЭЦ для выработки электрической и тепловой энергии, что обеспечивает снижение выбросов парниковых газов. СИБУР сокращает свои выбросы в рамках добровольных обязательств, которые есть в стратегии устойчивого развития компании до 2025 г. Компания готова продавать углеродные единицы, полученные в результате климатических проектов, другим компаниям, но также рассматривает возможность использовать их для компенсации собственного углеродного следа.

«Это событие является новым прецедентом в развитии механизмов рынка углеродных кредитов, которые помогают компаниям достичь целей по сокращению выбросов парниковых газов. Токенизация углеродных единиц позволяет упростить и ускорить процесс их торговли, а использование блокчейн-технологии обеспечивает прозрачность и надежность сделок», – считает руководитель по консалтингу Аналитического Центра ТЭК Денис Дерюшкин. Событие представляет собой пример того, как блокчейн-технология может быть использована не только в финансовом секторе, но и для такой масштабной цели, как борьба с изменением климата на планете, полагает аналитик. По его мнению, для российских компаний это может стать новым путем реализации своих климатических амбиций, что особенно актуально в условиях растущих требований к сокращению выбросов парниковых газов и отсутствии доступа на глобальные углеродные рынки.

«Российский углеродный рынок функционирует, регистрируются первые климатические проекты в реестре, были проведены тестовые сделки. Пока спрос на углеродные единицы в России носит добровольный характер – компании выполняют цели своих климатических и ESG-стратегий, демонстрируют экологическую ответственность, компенсируя выбросы парниковых газов от своей деятельности. Утверждение квот на выбросы на Сахалине, а затем и в других регионах, будет способствовать развитию спроса на внутреннем рынке», – говорит руководитель Центра компетенций по углеродному регулированию при ННГУ им. Лобачевского, директор проекта Российского энергетического агентства Минэнерго РФ Владимир Ювонин. 

Член комиссии по экономике изменения климата и устойчивому развитию Российского национального комитета Международной торговой палаты, основатель компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин считает сделку «прорывом»: «Прежде всего, это добровольная продажа и покупка углеродных единиц, и счет идет сразу на тысячи тонн СО2 – это как минимум в 150 раз больше тех сделок, которые были проведены в российском реестре углеродных единиц к настоящему моменту (там прошли две тестовые сделки по 10 углеродных единиц). Кроме того, продажа происходит из России на внешний рынок. Это говорит о том, что бизнес готов и b2b-рынок функционирует».