Правительство отменило временные ограничения на экспорт бензина
Мера принята в связи с накоплением запасов топлива и выравниванием ценовой ситуацииВременный запрет на экспорт автомобильного бензина, введенный 21 сентября, отменен в связи с накоплением запасов топлива и выравниванием ценовой ситуации. Об этом сообщили в пресс-службе Минэнерго.
«В течение прошедших двух месяцев при сохранении высоких объемов переработки нефти на НПЗ обеспечено насыщение внутреннего рынка и создан профицит предложения автомобильного бензина, в том числе в биржевом канале реализации. С учетом стабилизации ценовой ситуации на отечественном рынке принято решение о прекращении действия временного запрета на экспорт автомобильного бензина», – говорится в сообщении.
В Минэнерго также пояснили, что отмена ограничения необходима для недопущения разгрузки НПЗ, поскольку в зимний период традиционно снижается спрос на бензин.
Ведомство продолжит мониторить ситуацию с производством и ценами на топливо. Если ситуация изменится, то ограничения по вывозу из страны могут возобновить.
Временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива правительство ввело 21 сентября на фоне резкого роста цен в опте и мелком опте. Планировалось, что такая мера поможет снизить стоимость для российских потребителей. Ограничения были смягчены 6 октября: НПЗ разрешили поставлять за границу дизель по трубопроводам при условии, что не менее 50% от объема производства будет отгружаться на внутренний рынок.
Также правительство решило увеличить обязательные нормативы биржевых продаж бензина и дизеля на 2 и 3 п. п. до 15 и 12,5% соответственно. Кроме того, правительство повысило пошлину на экспорт нефтепродуктов для серых экспортеров с 20 000 до 50 000 руб./т и вернуло бюджетные выплаты НПЗ по демпферу в полном объеме с октября. С 1 сентября такие выплаты были сокращены вдвое.
К началу ноября все виды топлива на бирже подешевели. 1 ноября цена АИ-92 и АИ-95 снизилась на 32,3% по сравнению с серединой сентября, дизтоплива – на 26,7%. Но с начала ноября рост на СПбМТСБ возобновился. 15 ноября тонна АИ-92 торговалась по 51 358 руб. (+7,6% к началу месяца), АИ-95 – по 53 863 руб. (+5,3%), а дизтоплива – по 61 362 руб. (+12,1%).
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также связывает снятие ограничений на экспорт бензина с завершением автомобильного туристического сезона, то есть окончанием сезона повышенного спроса на топливо. Аналитик напоминает, что производство бензина в России превышает внутренний спрос: примерно 10% производимого в стране бензина направляется на экспорт. Похожую оценку приводит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, Россия экспортирует порядка 4-5 млн т бензина в год, то есть примерно 10-12% производимых объемов.
В случае сохранения запрета на экспорт дольше, по словам Юшкова, компаниям пришлось бы перенастраивать работу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на фоне заполненности мощностей по хранению топлива. Другая причина снятия ограничений на поставки бензина за границу – стабилизация ситуации с ценами в рознице, которые «снова укладываются в уровень инфляции», указывает эксперт. По мнению Юшкова, колебания оптовых цен на бензин после возобновления поставок за рубеж возможны, но существенного роста «ждать не стоит». Он также напомнил, что с октября правительство вернуло нефтяникам прежний объем выплат по демпферу, что также будет сдерживать цены внутри страны.
Если цены на бензин вновь возобновят рост на бирже СПбМТСБ после снятия запрета, то он этот рост будет иметь спекулятивный характер, так как «выраженного основания» для увеличения оптовых цен сейчас нет, полагает Фролов. «Сезон высокого спроса на бензин прошел, и рост потребления ожидается только на новогодние праздники», – указывает он. Поэтому после короткого всплеска цен на бирже, по его мнению, скорее всего, последует падение.