Руслан Давыдов: «Беспошлинных порогов вообще быть не должно»

Первый замруководителя ФТС Руслан Давыдов – о том, как таможня будет регулировать интернет-торговлю
Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов
Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов / Александр Натрускин / РИА Новости

Согласно стратегии развития таможенной службы до 2030 г., принятой в мае 2020 г., одна из главных целей ФТС – полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможни. В частности, к 2024 г. доля автоматически совершаемых таможенных операций с товарами, пересекающими границу России (кроме ввозимых и вывозимых из государств, являющихся членами Евразийского экономического союза) и не идентифицируемыми как рисковые поставки, вырастет вдвое к текущему уровню и достигнет 50%, а к 2030 г. – 100%.

Значительная часть таких операций связана с покупками российскими гражданами товаров в международных интернет-магазинах. Таможенное регулирование в этой сфере уже активно меняется. С одной стороны, автоматизация деятельности ФТС и ее партнеров упрощает оформление многих товаров. С другой – усиливается контроль за интернет-покупками и постепенно снижается порог стоимости товара, в пределах которого он не облагается пошлинами. «В принципе, для товаров, приобретаемых в рамках интернет-торговли, порогов вообще существовать не должно – все должно облагаться платежом», – считает Руслан Давыдов.

Таможенные методы

– Правительство утвердило «Стратегию развития таможенной службы до 2030 г.». Один из важных сегментов, затронутых стратегией, – интернет-торговля. Что меняется?

– Наше взаимодействие с гражданами и бизнесом состоит из двух блоков. Первый – работа с предпринимателями. Это основная часть нашей деятельности, но количество контрагентов здесь сравнительно невелико. В год бывает до 100 000 компаний, которые заявляют хотя бы по одной декларации, – для внешнеэкономической деятельности это небольшая цифра.

Второй блок – взаимодействие с физическими лицами. Во-первых, с теми, кто пересекает таможенную границу и должен проходить таможенный контроль. А во-вторых, с гражданами как покупателями товаров в зарубежных интернет-магазинах. Это наш самый массовый сегмент, потому что сегодня несколько десятков миллионов людей в стране получают посылки, пересекающие таможенную границу. В «Стратегии развития таможенной службы до 2030 г.» есть отдельный раздел по регулированию интернет-торговли. Это относительно новый вид торговли в мире, и стройной системы ее администрирования пока не создано. Мы совместно с Минфином и другими ведомствами разработали и предложили на рассмотрение Евразийской экономической комиссии концепцию регулирования электронной торговли, и она обсуждалась в рамках Евразийского межправительственного совета ЕАЭС в Ереване 9 октября.

– В чем суть предложений?

– Во-первых, мы предложили выделить товары интернет-торговли в отдельную категорию. За последние 10 лет количество трансграничных отправлений увеличилось в 40–50 раз. На пике, в 2018 г., было ввезено порядка 345 млн посылок. Поэтому такой поток нужно особым образом регулировать.

Руслан Давыдов

первый заместитель руководителя ФТС России
Родился в 1960 г. в г. Свердловске. В 1984 г. окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «автоматика и электроника»
1993
окончил Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности «экономика и управление»
1995
вице-консул генерального консульства Российской Федерации в Сан-Франциско (США), заместитель руководителя представительства Российского центра международного научного и культурного сотрудничества в Буэнос-Айресе
2008
начал работу в таможенных органах
2012
заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
2017
первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы

Второе, что мы предложили, – ввести институт операторов интернет-торговли. Это уполномоченные компании, которые от имени и по поручению граждан должны обеспечивать всю цепочку поставок: начиная с покупки на интернет-площадке до доставки конечному покупателю. Мы предлагаем сделать для них отдельную декларацию электронной торговли, особый порядок соблюдения мер технического регулирования – заявительный или упрощенный. Наша работа с уполномоченным оператором электронной торговли для граждан должна быть незаметной. Подобная концепция уже была проработана на площадке Всемирной таможенной организации: там выпущены рамочные стандарты регулирования интернет-торговли, где прописан перечень требований для отслеживания и получения данных с площадки о реальной цене товаров, чтобы правильно рассчитать пошлину.

– Кто будет выступать в роли такого оператора?

– Первый, «естественный» оператор – это «Почта России», через которую сегодня проходит около 95% ввозимых посылок. Россия является членом Всемирного почтового союза, и наша почтовая служба обладает определенными полномочиями, имеет разветвленную структуру, выстроенную логистику, базы, склады и т. п. Следующий сегмент – это экспресс-перевозчики, в первую очередь крупнейшие – DHL, UPS, FedEx и TNT. На нашем рынке из них активно работают только два (согласно объему операций, это DHL и UPS. – «Ведомости»). И есть еще около 15 российских компаний. Так что всего порядка 17 компаний.

– В какой стадии процесс сейчас?

– С «Почтой России» мы проводим пилотный проект уже в течение трех лет. Сегодня в рамках эксперимента из товаров, которые облагаются пошлиной, по упрощенному порядку проходит примерно 25% посылок. При этом таких – платных – посылок пока немного: из 170 млн, которые ввезены по линии «Почты России» за девять месяцев 2020 г., по такой схеме оплачено всего около 70 000. Это связано с тем, что у нас высокий беспошлинный порог и подавляющее большинство посылок идет без оплаты таможенных платежей.

Также – в рамках еще одного проекта – «Почта России» договорилась и заключила соглашение с некоторыми маркетплейсами. И теперь, когда люди покупают на этих площадках какой-то товар и есть превышение беспошлинного порога, появляется предупреждающее сообщение: «При ввозе товара в Россию необходимо будет заплатить такую-то сумму». Можно заплатить сразу, и покупатели соглашаются.

– Какие интернет-площадки сейчас задействованы в эксперименте?

– Сегодня это Alibaba, Joom и другие крупные игроки. Мы считаем, что подход ко всем должен быть абсолютно одинаковым. Хочешь работать прозрачно – получай регистрационный ID, который является частью системы: идентификатор товара, идентификатор посылки, идентификатор площадки и данные на покупателя. Это все должно «зашиваться» в единый информационный поток вместе с кодом товара и его стоимостью.

Работаем мы по реестрам. В одном реестре сегодня физически можно поместить до 5000 посылок. То есть если все штатно, нет никаких разночтений, то одним кликом может выпускаться до 5000 посылок.

– Вы сами говорите, что контроль стоимости товара – важный момент. Как вы ее контролируете, если товар приобретается в небольшом интернет-магазине, а не на маркетплейсе?

– Сегодня стоимость в этом случае контролируется при помощи традиционных методов сопоставления и проверки. Понятно, что при таком объеме посылок делать это довольно сложно. Если же покупка происходит в рамках нашего эксперимента, то мы платеж сразу видим по информационным каналам. Но серая зона существует, и ее приходится контролировать полуавтоматически. У нас работает система управления рисками: если по описанию товара стоимость часов указана, например, 4 евро, то будет проведен дополнительный контроль. Наш сотрудник зайдет на сайт и посмотрит, сколько эти часы стоят на самом деле. В принципе, в Китае часы могут стоить 4 евро, но у нас был конкретный случай, когда на самом деле часы стоили совсем другие деньги. Поэтому мы корректируем стоимость и выставляем требование о доплате пошлины.

– Как изменятся сроки доставки посылок в результате новых мер?

– Если вспомнить 2012-й или 2013 г., когда все писали о завалах посылок в аэропортах, то уже сегодня таких жалоб все меньше и меньше. Потому что и таможня, и «Почта России», и экспресс-перевозчики – все занимаются внедрением современных технологий автоматизации. На самом деле за сроки доставки сейчас бьются все – и экспресс-перевозчики, и почта. Мы стремимся к тому, чтобы все таможенные процедуры по посылкам совершались день в день. А если посылка не выбрана для риск-контроля, то желательно вообще в течение 10 минут. Тут надо понимать, что посылки сканируются для проверки на скрытые наркотики, оружие и т. д. А поскольку в пиковые периоды мы с «Почтой России» обрабатываем больше миллиона посылок в день, здесь крайне важна автоматизация. И когда мы говорим про уполномоченных операторов, то подразумеваем, что оператор должен уметь проводить все контрольные процедуры сам, у него должны быть необходимые мощности.

– Тем не менее задержки есть. С чем они связаны?

– Лет семь-восемь назад, как только посылка попадала к перевозчику, он часто в трек-номере сообщал клиенту: «посылка на таможне», хотя до таможни она фактически в тот момент еще не доходила. Сейчас такие случаи тоже встречаются – так экспресс-перевозчики камуфлируют свои проблемы с логистикой. Иногда возникают задержки, когда мы проверяем паспортные данные, чтобы избежать контрабанды. К сожалению, у нас бывают такие случаи, когда используют недействительные или поддельные паспортные данные. Мы стараемся их минимизировать, для чего подключили сервис проверки паспортных данных через систему межведомственного электронного взаимодействия с МВД. Но поскольку нагрузка большая, то периодически этот сервис не успевает справляться, что влияет на время таможенного оформления и контроля международных отправлений. Но мы с коллегами из МВД стараемся совершенствовать взаимодействие.

Какие-то посылки задерживаются, потому что они попадают под физический контроль. С посылками, которые не идут по системе нашего эксперимента с «Почтой России», тоже могут быть задержки. Потому что оформляется таможенный приходный ордер и человеку надо самостоятельно оплатить пошлину. Так что чем шире граждане будут использовать нашу новую технологию, тем меньше будет задержек.

– Вы упомянули о контрабанде. Много ее?

– Если сравнивать с миллионными масштабами операций, то количество выявлений не такое значительное. Но по наркотикам довольно много идет. За восемь месяцев 2020 г. выявлено 772 случая пересылки наркотических средств. Общий вес – более 200 кг. Совсем недавно, в августе, пресекли канал поставки по почте в Сибирский регион – 20 кг синтетических наркотиков оценочной стоимостью около 100 млн руб. Заказывали в Китае, доставлялось через Казахстан. Выявляем мы больше, чем в предыдущие годы. Основной канал поставок – синтетические наркотики из Китая.

Таможенные цифры

– По вашим словам, в 2018 г. был пик по количеству посылок. Какова статистика за 2019 г. и как пандемия отразилась на этом показателе в текущем году?

– В прошлом году разница с 2018-м была всего в несколько миллионов. Чуть убавилось у почты, чуть приросло у экспресс-перевозчиков. Но суммарно получилось чуть меньше: в 2018 г. было порядка 345 млн, в 2019 г. – около 330 млн. По сути, мы вышли на плато. В этом году мы прогнозируем, что будет поменьше – и по количеству посылок, и по платежам апрель и май были провальными. Это связано с тем, что перевозчики посылок не могли получить достаточное количество грузовых воздушных судов, так как все было зарезервировано под товары для борьбы с коронавирусом. В апреле – мае по всему миру шли поставки средств защиты – масок, комбинезонов, бахил, лекарств, аппаратов ИВЛ и др. В апреле у «Почты России» оказалось в 2,5 раза меньше посылок, чем в январе. У экспресс-перевозчиков – в 1,6 раза меньше. Мы видели восстановление в июне и июле, в августе опять было чуть меньше, что, видимо, связано с сезоном отпусков. В сентябре мы вступили в пиковый сезон с наибольшим количеством посылок. Годовой результат будет зависеть от того, будут ли у людей деньги, возможности и желание еще больше покупать в зарубежных интернет-магазинах.

– А какая динамика по собираемости пошлин?

– По экспресс-перевозчикам – уже почти вдвое больше, чем в прошлом году. У них и поток уже больше – 9 млн посылок, а в прошлом году было 5,5 млн. У «Почты России» сроки доставки больше, но, по сути, нет сомнений, что она по итогам октября превысит объемы прошлого года. Мы видим, что под платежи стало попадать больше посылок. За девять месяцев этого года объем пошлин за товары, пересылаемые по почте, составил около 324 млн руб. за более чем 212 000 международных почтовых отправлений (МПО). В аналогичном периоде 2019 г. – 262 млн руб. за более чем 88 000 МПО. Что касается товаров, которые доставляют экспресс-перевозчики, то сумма платежей за девять месяцев 2020 г. превысила 924 млн руб. за 390 800 экспресс-грузов. В 2019 г. было 396 млн руб. за 86 000 экспресс-грузов. Так что фискальный эффект есть. То, что люди начинают честнее покупать и честнее заявлять стоимость, это тоже факт.

– Многие при этом недовольны, что беспошлинный порог постепенно снижается.

– Это общемировая тенденция. Такого, чтобы вообще без платежа ввозились товары, практически нигде нет. Евросоюз с 1 января 2021 г. вообще отменяет беспошлинный порог, хотя у них и сейчас он составляет всего 20 евро за посылку. В США пошлину не взимают до определенного порога, но там есть tax sales – налог с продаж, который платится всегда. В Евросоюзе довольно сложная система: они взимают как НДС, так и пошлину в зависимости от суммы покупки. В ЕАЭС был один из самых высоких в мире порогов беспошлинной торговли – 1000 евро в течение месяца. В прошлом году его снизили до 500 евро. А в этом году – до 200 евро, но без учета частоты перемещений. При этом сам платеж снизился в два раза: если раньше вы с превышения платили 30%, но не менее 4 евро за 1 кг (сверх 31 кг. – «Ведомости»), то теперь платите с превышения 15% и от 2 евро за кг.

Предположим, при пороге в 500 евро с учетом частоты за месяц вы купили три посылки по 200 евро в течение месяца. Год назад вам нужно было бы заплатить 30 евро. Сейчас, если вы покупаете – не важно в течение какого срока – три посылки по 200 евро, то ничего не платите. Другой пример: если вы в прошлом году купили одну посылку за 600 евро, то заплатили бы те же 30 евро с превышения. А в этом году вы заплатите 60 евро. То есть если вы покупаете дорогие вещи, то платите больше. Расхождения начинаются при заказе от 800 евро: при покупках до 800 евро выгоднее одна схема, свыше этой суммы – другая.

Я считаю, что сейчас в сфере интернет-торговли у нас действует достаточно льготный режим налогообложения. Потому что если вы покупаете в российском магазине тот же самый телефон, ноутбук, то получается все равно дороже, чем в зарубежном онлайн-магазине. Потому что в первом случае вы платите пошлину и НДС, во втором – только15% с превышения в 200 евро.