Владимир Назаров: «Вычет должен быть как кэшбэк»

Директор Научно-исследовательского финансового института Минфина – о потенциале упрощенного порядка налоговых вычетов
Директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров/ ОГФ

Минфин готовится упростить механизм получения гражданами налоговых вычетов. Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) предлагает пойти еще дальше.

– В последнее время появилось много законодательных новаций и инициатив по налоговым вычетам с доходов физических лиц. Этим летом были увеличены вычеты для самозанятых, готовятся изменения по индивидуальным инвестиционным счетам, в вашем институте подготовлен большой проект по упрощению порядка оформления социальных налоговых вычетов. С чем связана такая активность и насколько вообще востребованы вычеты?

– Потенциал вычетов очень большой, но сейчас он задействован меньше чем на четверть. Например, только 2% граждан, имеющих право на получение социальных вычетов, реализовали эту возможность в 2019 г. Тогда как общий потенциал вычетов, по нашим расчетам, более 500 млрд руб., или 0,5% ВВП. Эти деньги зашиты в национальную систему поддержки граждан, но никак не используются.

– В чем причина?

– Чтобы налоговые вычеты получили популярность, о них нужно людям рассказывать, причем в доступной форме. Важно создать ощущение значимости вычета для семейного бюджета. Но главное – расширению практики налоговых вычетов препятствует сложная процедура их оформления, требующая специальных знаний и большого терпения. То есть издержки налогоплательщика на оформление выплат могут превышать эффект от самих вычетов. Поэтому в процентном отношении наиболее востребованы крупные вычеты по недвижимости и финансовым инструментам.

Владимир Назаров

директор Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ
Родился в 1982 г. в Москве. Окончил Институт управления Финансовой академии при правительстве РФ и аспирантуру Финансовой академии при правительстве РФ. Кандидат экономических наук
2005
научный сотрудник Института экономики переходного периода
2007
научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. В 2011–2012 гг. также руководитель проектов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Минфина РФ
2013
директор Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ, замдиректора по науке Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Также руководитель проектов РАНХиГС «Анализ зарубежного опыта использования медицинских сберегательных счетов и возможности их использования в программе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан РФ», «Реформирование социальной поддержки малоимущих в России» и др.

Наш институт с прошлого года разрабатывает предложения по автоматическому начислению вычетов. Это, прежде всего, вопросы упрощения порядка оформления социальных вычетов по НДФЛ. Цель – продемонстрировать, как можно увеличить долю и объем социальных налоговых вычетов без изменения критериев их получения исключительно за счет повышения качества администрирования. Мы проанализировали передовой зарубежный опыт и подготовили рекомендации по изменению процедуры оформления, межведомственного взаимодействия и по нормативному регулированию налоговых вычетов. Чтобы, например, при оплате услуг стоматолога или образовательных курсов онлайн вам просто капали на счет деньги вычета. Чтобы их можно было увидеть и получить по итогам месяца или года. По сути, чтобы работал обычный кэшбэк, который в отличие от вычетов уже понятен каждому.

– По имущественным вычетам предлагается аналогичный механизм?

– Нужно понимать, что вычет – это не снижение суммы начисленного к уплате налога, а уменьшение налоговой базы для расчета налога. В случае с НДФЛ налоговой базой является доход человека, а в случае налога на имущество или земельного налога – кадастровая стоимость недвижимости. Для имущественных налогов основной формой поддержки выступает система льгот, тем не менее там также есть возможность вычетов. Например, при расчете налоговой базы можно уменьшить площадь дома или квартиры на 50 или 20 кв. м или вычесть 6 соток из площади участка. Кстати, такие вычеты по имущественным налогам уже оформляются налоговой службой автоматически, но, уверен, многие о них даже не знают. И это то, чего остро не хватает тем же социальным вычетам по НДФЛ.

– То есть вы считаете, что все вычеты должны идти автоматически?

– Любой вычет – это следствие каких-либо финансовых операций. Будь то покупка недвижимости, инвестиция или получение медицинских услуг. С точки зрения участия граждан в их оформлении можно условно разделить все вычеты на требующие волеизъявления (инициативные) и безусловные.

Безусловные вычеты обеспечивают социальную справедливость или повышают привлекательность налоговых режимов. Они оформляются в автоматическом режиме, их расчет ведется без прямого участия граждан. Здесь как раз подходящие примеры – это вычеты из имущественных налогов или вычеты для самозанятых. Стандартные вычеты для льготных категорий физлиц, а также лиц, на обеспечении которых находятся дети, также отсюда. Вообще, более 80% всех вычетов – это безусловные.

А в рамках модели инициативных вычетов у граждан появляется возможность реализовать свое право на них. Причем тут также есть особенности. В ряде случаев именно получение такого вычета является основной целью финансовых отношений – например, при открытии индивидуального инвестиционного счета. С точки зрения государства такие вычеты должны обеспечивать рост экономической активности граждан. Мерой интереса граждан к такому вычету выступает количество востребованных финансовых инструментов. Соответственно, чем проще оформление вычета – тем более востребован финансовый инструмент.

Получение социальных услуг или покупка квартиры, напротив, могут, но не обязаны идти в связке с вычетом. Здесь индикатором интереса граждан выступает как раз доля обратившихся за вычетом. Поэтому и должен быть создан удобный инструментарий. Чтобы, во-первых, человек решился обратиться за вычетом в первый раз, а во-вторых – полученный опыт не помешал бы ему прийти снова.

Этапы цифровизации: опыт Дании

Частичное заполнение деклараций налоговыми органами и предоставление их налогоплательщикам
Полное заполнение деклараций налоговыми органами и возможность внесения корректировок налогоплательщиками
Освобождение налогоплательщиков от обязанности проверять декларацию
Переход к электронной форме заполнения деклараций
Переход к автозаполнению деклараций и возможности уплаты налога в онлайн-режиме
Введение механизма предварительной оценки суммы налоговых обязательств

Автоматизация необходима для упрощения перегруженной и длительной процедуры оформления вычетов. Этот вектор и задает законопроект Минфина [ст. 2211 НК об упрощенном порядке получения налоговых вычетов]. Такой порядок закладывается в отношении и инвестиционных, и имущественных, и социальных вычетов.

– Как вы оцениваете этот проект Минфина?

– Это серьезный шаг вперед. Основной плюс – собственно упрощение порядка, при котором налоговая подтверждает работодателю права человека на налоговый вычет в течение месяца с момента подачи заявления. Без декларации, необходимость которой для вычетов – особенно при единственном источнике дохода – давно вызывала сомнения. Просто исходя из сведений, представленных налоговыми агентами или банками. И при этом – в максимально удобной электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика. На основании принятого решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке налоговым органом производится возврат суммы излишне уплаченного налога на указанный налогоплательщиком в заявлении банковский счет. Это прекрасная возможность отработать практику межведомственного взаимодействия, повысить качество налогового администрирования и, наконец, перейти к следующему этапу автоматизации налоговых вычетов.

– Какие еще новации заложены в законопроект?

– Расширение возможностей в рамках привычных инструментов. Например, в случае социальных расходов на лечение и обучение теперь условиям вычетов соответствуют траты не только на кровных родственников по прямой линии – детей и родителей, – но и супругов, братьев и сестер. Так действительно намного удобнее и логичнее. Также с 18 до 24 лет увеличен возраст подопечных, расходы на которых могут пойти в счет вычетов. Вычеты на лекарства не завязаны на рецепты врача. Плюс расширенное толкование медицинских услуг – под ними понимаются услуги, оказанные медицинскими организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. Есть ряд норм, направленных на предупреждение типовых спорных ситуаций. Например, особенности вычета для строящихся объектов, в том числе по договорам долевого строительства. Или заявление налогоплательщиков-супругов о распределении понесенных ими расходов при строительстве или приобретении в период брака одного или нескольких объектов имущества.

– Какова роль ФНС в этом процессе?

– Налоговая служба остается флагманом цифровизации в стране. Поэтому совершенствование оформления вычетов – это возможность показать, что цифровизация влечет синхронизированное поступательное движение: совершенствуется не только сбор налогов, но и одновременно повышается удобство получения льгот и вычетов. В последние годы рост собираемости налогов во многом обеспечивается за счет совершенствования администрирования. Совершенствование механизмов получения налоговых льгот и вычетов обеспечит баланс интересов налогоплательщика и государства.

Компоненты проактивного режима предоставления налоговых вычетов

– Формирование на уровне налоговых органов системы автоматического определения недоимки или переплаты налога;
– Сбор, хранение, обновление данных о реквизитах банковских счетов физических лиц для целей денежного перевода сумм налоговых вычетов;
– Освобождение от декларирования доходов по итогам налогового периода, в случае если данные обо всех доходах налогоплательщика переданы налоговому органу третьими лицами (налоговыми агентами);
– Формирование системы информационного взаимодействия налоговых органов с органами и организациями, участвующими в подтверждении налогоплательщиком права на вычет, обеспечение ее стабильной работы и своевременной передачи данных;
– Создание единого интерфейса в деятельности налоговых органов для приема всех документов в электронном виде, служащих подтверждением права на налоговый вычет;
– Техническое и программное обеспечение органов и организаций, участвующих в подтверждении права на вычет, для обеспечения возможности передачи ими данных своевременно и по установленной форме;
– Освобождение от обязанности представлять какие-либо документы самому налогоплательщику;
– Уведомление физических лиц, например по электронной почте и (или) в личном кабинете на сайте ФНС России, о возможности использования налогового вычета до окончания налогового периода и автоматическое направление подтверждения права на вычет налоговому агенту при согласии налогоплательщика;
– Обеспечение гарантий предоставления вычетов в случае возникновения технических ошибок и сбоев в программах обработки данных;
– Комплексная интеграция информационных систем сторонних организаций, передающих информацию налоговым органам.

Автоматическое погашение недоимок по налогам при оформлении аналоговых вычетов по упрощенной модели – это как раз комбинация возможностей, заложенная в законопроекте. Ей, на наш взгляд, должно корреспондировать создание системы автоматического определения переплаты НДФЛ с целью отмены заявительного порядка возврата излишне уплаченной суммы налога.

Можно говорить и о риск-ориентированной модели: за счет автоматизации оформления вычетов снижается число проверок, оптимизируется загрузка персонала. Можно возразить, что проектом предусмотрено увеличение срока камеральных проверок на основе заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке. Но по факту это необходимый уровень гарантии при переходе к новой модели плюс потенциальный пролог к автоматизации учета всех платежей, которые могут лечь в основу налоговых вычетов. Новый подход при рассмотрении обращений налогоплательщика в упрощенном порядке также предполагает, что при наличии ошибок или неподтвержденных данных налоговый орган принимает решение о предоставлении налогового вычета полностью или частично. А не отправляет документы на переделку по кругу. На мой взгляд, это также большой шаг вперед.

– Во время ограничений, вызванных коронакризисом, обсуждались разные меры поддержки граждан и малого бизнеса. Насколько система вычетов подходящая мера?

– Наличие вычетов, в принципе, может выступать в качестве финансовой подушки безопасности, виртуальной заначки или 13-й зарплаты по итогам года. С моральной и материальной точек зрения это хорошая поддержка, особенно в кризис. По опыту антикризисных мер 2020 г. можно отметить, что вычеты стали одним из инструментов поддержки предпринимательства. Например, этим летом были значительно расширены возможности применения и объемы вычетов для самозанятых.

– Как вы видите развитие механизма и практики вычетов? Что предлагает НИФИ?

– На наш взгляд, совершенствование механизма налоговых вычетов должно одновременно идти в трех направлениях. Во-первых, переход от бумажной к электронной форме предоставления заявлений. Основы для такого перехода есть, в частности, в законопроекте Минфина. Во-вторых, необходимо сокращение состава документов, которые налогоплательщик должен представлять в налоговые органы, за счет получения электронных версий самих документов или содержащейся в них информации от третьих лиц. Важнейший момент – совершенствование межведомственного документооборота, который позволит формировать необходимые документы автоматически, в том числе с использованием блокчейн-решений. В-третьих, автоматизация заполнения документов, в частности – предзаполнение налоговой декларации налоговыми органами на основании имеющейся у них информации, а также обеспечение полной интеграции данных формы 2-НДФЛ с процедурой электронного заполнения налоговой декларации в личном кабинете налогоплательщика в части вычетов. Все это позволит на следующем этапе выйти на проактивный режим вычетов без участия налогоплательщика. Фактически без изменения законодательства и без внесения изменений в бюджет мы предлагаем оформить гражданам «карту со скидкой» в 13% на социальные услуги.

– Что значит проактивный режим?

– Это полноценная цифровая инфраструктура по учету платежей граждан и автоматическому предоставлению вычетов. Она должна включать в себя информацию о счетах граждан, техническое и программное обеспечение органов и организаций, участвующих в подтверждении права на вычет, интерфейс для автоматического уведомления граждан о возможности получения вычета, где требуется простое формальное согласие с расчетами налоговых органов. Сбор, хранение и обновление данных о реквизитах банковских счетов физических лиц для целей денежного перевода сумм налоговых вычетов уже предусмотрены проектом Минфина. Большая перспектива – у маркировки всех «социальных» платежей в электронной форме. В результате такие расходы налогоплательщика при его согласии будут автоматически учитываться в целях вычета.

– Как вы предполагаете осуществлять такую маркировку социальных расходов?

– Возможное решение – создание реестра «социальных» организаций и введение отдельных кодов для услуг, которые будут учитываться при оформлении вычета, и автоматическая выгрузка платежей от них в ФНС. Фактически нужно создать список квалифицированных организаций, платежи в пользу которых учитываются при определении налоговой базы, установить для этих организаций дополнительные обязанности по представлению информации, связанной с налоговыми вычетами, и обеспечить их техническими и программными средствами с учетом достаточной нормативно-правовой основы. В идеале речь идет о простой схеме, когда через контрольно-кассовую технику (ККТ) информация о платеже на образовательные или медицинские услуги сразу же учитывается налоговой для расчета суммы вычета. Побочным эффектом такой системы станет обеление рынка платных социальных услуг.

– Как быть с наличными расходами?

– Это вопрос проводок. Те же медицинские организации оказывают услуги на основании договора с указанием данных гражданина. Так что форма оплаты в данном случае вторична. Хотя приоритет безналичных расчетов для оформления вычетов очевиден.

– По вашему мнению, будут появляться новые вычеты или существующих достаточно?

– Вычеты – это универсальный инструмент адресной социально-экономической политики, направленный на развитие человеческого капитала и расширение участия граждан в финансовых операциях. Исходя из конкретных задач может меняться и система вычетов. Из того, что сейчас может быть особенно актуальным, я бы выделил тему инициативного бюджетирования. Это механизм, позволяющий гражданам участвовать в распределении бюджетных расходов, когда необходимо ускорить запуск и реализацию проектов по созданию инфраструктуры, наиболее востребованной на местах. Фактически у жителей, считающих необходимым появление того или иного объекта инфраструктуры и готовых софинансировать его создание, есть возможность получить на каждый вложенный в собственные проекты рубль от 10 руб. софинансирования из региональных и местных бюджетов, которые более чем наполовину формируются из налоговых отчислений граждан. Как раз здесь система налоговых вычетов может способствовать выходу на ориентиры, обозначенные президентом, – 5% финансирования проектов граждан из местных бюджетов. В качестве решения мы сейчас обсуждаем с ФНС возможность предоставления гражданам налогового вычета на всю или часть суммы внесенных средств в рамках инициативного бюджетирования – по аналогии с вычетами по социальным расходам.