«ФРС нужно подумать об упрощении правил регулирования»
Президент США Дональд Трамп хочет видеть во главе Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла. Эксперты ожидают, что он смягчит надзор за финансовым секторомДжером Пауэлл, которого президент США Дональд Трамп номинировал на пост председателя Федеральной резервной системы, – лучший выбор, за исключением разве что переназначения нынешнего руководителя Джанет Йеллен, считают наблюдатели. Пауэлл – не яркий лидер, а сторонник консенсуса, такой же, как Бен Бернанке и Йеллен, с которыми он работал в совете управляющих ФРС. Кроме того, у него нет экономического образования и его знания в этой области во многом определяются позициями двух его предшественников, говорят знакомые с Пауэллом люди. Поэтому он, по всей видимости, будет так же осторожен в проведении денежной политики, что и они, поскольку является сторонником центристского подхода. В то же время он привлек Трампа своей готовностью несколько смягчить регулирование финансового сектора, сильно ужесточившееся после кризиса 2008 г. Но, судя по его собственным заявлениям, Пауэлл совершенно не намерен демонтировать систему более пристального надзора.
Все эти качества могут помочь ему успешно справляться со своей работой в ближайшее время, но не ясно, насколько эффективным руководителем центробанка он окажется в более сложные времена – при возникновении проблем в экономике или на финансовых рынках.
«Убедительный и непритязательный стиль»
Сторонников более жесткой денежной политики традиционно называют ястребами, более мягкой – голубями. Пауэлл ни тот ни другой, сказал The New York Times (NYT) бывший президент федерального резервного банка Далласа Ричард Фишер: «Все мы стремимся быть мудрой совой. Думаю, Пауэлл отлично подходит под это определение». Он очень умеренный человек во всем, продолжает Фишер: «Я пытался сделать так, чтобы он выпил больше двух бокалов вина за обедом, – не пьет».
«Он занудлив, но говорит по делу, – цитирует CNBC главного финансового экономиста Jefferies Group Уорда Маккарти. – Слушая его, ты не чешешь в затылке, задаваясь вопросом, что же он только что сказал». Определение «занудливый» употребили и многие другие опрошенные CNBC участники рынка.
«У Пауэлла очень убедительный и непритязательный стиль», – отмечает президент Института международных финансов Тим Эдамс.
Когда студент бизнес-школы Шон Гиллиспи несколько лет назад попросил Пауэлла дать ему совет относительно того, как строить карьеру, тот ответил: держи голову ниже и упорно работай. Как рассказал Гиллиспи, занимающий сейчас должность директора по технологическим решениям, The Wall Street Journal (WSJ), свою позицию Пауэлл пояснил таким образом: «Вы удивитесь, как много компетентных людей разрушили собственные перспективы плохим поведением».
В последние десятилетия ФРС возглавляли два типа руководителей: яркие лидеры Пол Волкер и Алан Гринспэн, чьи взгляды на инфляцию и процентные ставки во многом определяли денежную политику центральных банков не в одних только США с начала 1980-х по середину 2000-х гг.; и сторонники консенсуса Бернанке с Йеллен, которые сделали процесс принятия решений и коммуникаций с рынком более открытым и снизили руководящую роль председателя ФРС.
Пауэлл, если судить по его почти 40-летней карьере в государственных ведомствах, юридической и банковской отраслях, принадлежит скорее ко второй группе, делает вывод WSJ. «Пауэлл заработал репутацию центриста в области денежной политики, выверяя свое мнение по консенсусу. В речах он часто апеллирует к тому, что так думает комитет» по операциям на открытом рынке (FOMC), который принимает решения по процентным ставкам, цитирует Forbes Мишель Мейер, экономиста Bank of America Merrill Lynch.
При обсуждении того или иного решения Пауэлл мог высказать сомнения или настаивать на своем, отмечают люди, знакомые с работой ФРС. Например, в 2013 г. он был среди тех управляющих, кто убеждал Бернанке начать сворачивать программу денежного стимулирования. Но на всех 44 заседаниях совета управляющих его мнение при голосовании ни разу не разошлось с мнением председателя.
Подобная преемственность будет хорошо воспринята на финансовых рынках, которые не любят неопределенности, да и в руководстве самой ФРС. Она также может нравиться Трампу. Во время предвыборной кампании он критиковал Йеллен за ультрамягкую денежную политику, но на посту президента с одобрением отзывается о действиях ФРС, которые способствуют тому, что фондовый рынок в этом году бьет рекорд за рекордом, экономика впервые с 2014 г. показывает 3%-ный рост в течение двух кварталов подряд, а безработица держится на многолетних минимумах.
«Назначение Пауэлла не удивило рынок и, если не считать переназначения Йеллен, может считаться наименее подрывающим статус-кво в совете управляющих ФРС», – сказала Financial Times (FT) Эрин Браун, управляющий фондом в UBS Asset Management. Инвесторы ожидают, что Пауэлл продолжит нынешнюю политику ФРС по постепенному повышению процентных ставок и медленному сокращению портфеля активов, составляющих $4,5 трлн.
Юрист, финансист, чиновник
Трамп склонен назначать на государственные посты людей с опытом работы в бизнесе. Например, министр финансов Стивен Мнучин и директор Национального экономического совета Гэри Кон – выходцы из Goldman Sachs. В то время как Йеллен построила академическую карьеру, Пауэлл работал то на государство, то на коммерческие структуры.
Не самый богатый, но миллионер
Джером Пауэлл станет одним из богатейших руководителей ФРС с активами, оцениваемыми в $19,4–55 млн, согласно отчету за июнь этого года управления по государственной этике. В этом он соответствует образу типичного назначенца Трампа, который привел в администрацию немало бизнесменов и миллионеров (и даже миллиардеров, как, например, министр торговли Уилбур Росс, чье состояние оценивается в $2,5 млрд). Состояние Джанет Йеллен – $5,1–16,6 млн. Правда, Пауэлл не самый богатый из управляющих ФРС. У назначенного 13 октября этого года Рандала Кварлса, тоже выходца из Carlyle, $24,7–125 млн. На своем нынешнем посту Пауэлл зарабатывает $179 700 в год. А зарплата председателя ФРС в этом году – $199 700.
Он родился 4 февраля 1953 г. в Вашингтоне. Его отец был частным юристом, и Пауэлл, которого знакомые зовут Джей, пошел по его стопам. В 1975 г. он окончил Принстонский университет и год набирался опыта, работая помощником по правовым вопросам сенатора от Пенсильвании Ричарда Швайкера. Затем отправился повышать квалификацию в Университет Джорджтауна. Одновременно с учебой работал главным редактором выпускаемого университетом юридического обозрения Georgetown Law Journal.
В отличие от Йеллен и двух ее предшественников у Пауэлла нет ни докторской степени, ни экономического образования – только диплом по юриспруденции Университета Джорджтауна. Его знакомые из ФРС рассказали NYT, что он прилежно штудировал экономическую науку уже в ФРС. Набирал кучу трудов и документов по актуальной теме, изучал их и обсуждал с коллегами.
После университета Пауэлл работал помощником судьи и в частных юридических фирмах. Но в 1984 г. решил, что куда привлекательнее другая сфера, и стал инвестбанкиром Dillon, Read & Company. Он занимался привлечением финансирования, торговым финансированием, сделками слияния и поглощения. В 1985 г. он женился на Элиссе Энн Леонард, продюсере и сценаристе серии научно-популярных передач Innovation, которая выпускалась Public Broadcasting System. У них трое детей.
В 1990 г. Пауэлл перешел на работу в министерство финансов, которое к тому времени уже несколько лет возглавлял бывший председатель совета директоров Dillon, Read & Company Николас Брейди. При нем Пауэлл вырос от помощника до заместителя министра, отвечающего за рынок гособлигаций и политику в отношении финансовых институтов.
В 1993 г. он вернулся в бизнес, став одним из директоров Bankers Trust, где отвечал за обслуживание клиентов и сделки по слиянию и поглощению, пишет Bloomberg. В его официальной биографии на сайте ФРС, однако, об этом не упоминается. В 1994 г. в банке разгорелся скандал: несколько клиентов, в том числе Gibson Greetings и Procter & Gamble, потеряли деньги на сделках с деривативами и обвинили банк в том, что он не предоставил им достаточно информации для адекватной оценки рисков.
С 1997 по 2005 г. Пауэлл был партнером в фонде прямых инвестиций Carlyle Group, затем основал собственную инвестиционную компанию Severn Capital Partners. Но в 2008 г. предпочел стать управляющим партнером Global Environment Fund, специализирующегося на вложениях в возобновляемую энергетику. Одновременно в 2010–2012 гг. за символический $1 в год преподавал в аналитическом центре Bipartisan Policy Center.
В 2011 г. республиканцы в сенате зарубили кандидатуру Барака Обамы на пост управляющего ФРС – Питера Даймонда, который был скорее теоретиком, а также сторонником вмешательства государства в экономику. Тогда Обама выдвинул другого кандидата – республиканца Пауэлла. В июле того года в Белом доме узнали, что на закрытых совещаниях он убеждал республиканцев в конгрессе согласиться на повышение потолка госдолга. По словам двух присутствовавших на той встрече людей, он предупредил конгрессменов: их отказ увеличить госзаимствования нанесет вред экономике и ударит по пенсионерам, ветеранам и другим американцам, пишет WSJ. Таким образом, Пауэлл, имеющий репутацию человека, принимающего решения невзирая на идеологию, оказался идеальным кандидатом для администрации Обамы, и в 2012 г. он вошел в совет управляющих ФРС.
Среди знаковых дел, которыми Пауэлл занимался на госслужбе, – скандал 1991 г. с инвестбанком Salomon Brothers, который был уличен в покупке казначейских обязательств от имени клиента без ведома последнего.
Руководство как минимум несколько месяцев об этом знало, но бездействовало. Пауэлл, тогда работавший в минфине, добился такого мирового соглашения, по которому Salomon Brothers признался в проведении неавторизованных сделок, заплатил крупный штраф и уволил своего легендарного руководителя Джона Гутфренда. На место председателя совета директоров был назначен Уоррен Баффетт, чья Berkshire Hathaway владела 12% акций банка. На основе доклада возглавляемой Пауэллом комиссии был внесен ряд изменений в правила проведения аукционов по размещению гособлигаций. Сам Пауэлл недавно признал, что та история «до сих пор снится ему в кошмарах», пишет Fortune.
Уильям Хейман, в начале 1990-х гг. работавший в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), вспоминал о расследовании: в комиссию, которая его вела, входили представители минфина, SEC и ФРС, у каждого ведомства были свои интересы. Но Пауэлл сумел добиться куда большего консенсуса, нежели предполагал Хейман (об этом пишет NYT). «Это было очень деликатное, сложное дело, и в конечном счете оно было решено блестяще», – подтверждает Джон Дуган, работавший под началом Пауэлла в минфине (цитата по WSJ).
События начала 1990-х гг., показавшие, что Пауэлл может быть достаточно прагматичным, сформировали его взгляды на регулирование, говорит Дуган. «Он понимает, что у регулирования есть своя определенная роль, но не занимает никаких крайних позиций», – отмечает Дуган, который в 2005–2010 гг. был директором управления по контролю денежного обращения.
Не такой строгий, как Йеллен
Именно его отношение к регулированию во многом и привлекло Трампа. Йеллен не желала ослаблять надзор, сильно ужесточившийся после финансового кризиса. Так, она защищает закон Додда – Фрэнка, в котором прописаны более строгие нормы работы финансового сектора, тогда как Трамп окрестил его «бедствием» и обещал переписать. Закон – «неоправданное бремя», говорил Пауэлл, а регуляторы всегда должны учитывать воздействие, которое регулирование оказывает на рынок. «Его усиление – не лучшая реакция на любую проблему», – заявил он в октябре.
При этом некоторые республиканцы в конгрессе упрекали Пауэлла за то, что он открыто не критиковал ФРС за ужесточение регулирования. Однако, как и в сфере денежной политики, занять жесткую позицию и публично ее заявить – не его стиль, указывает член палаты представителей от республиканцев Френч Хилл, который дружит с Пауэллом с начала 1990-х, когда они вместе работали в администрации Джорджа Буша. «Он держит свои взгляды при себе», – говорит Хилл.
Сенат вряд ли оспорит выбор Трампа
После того как Дональд Трамп (слева) номинировал Джерома Пауэлла на пост председателя ФРС, его кандидатуру должен одобрить сенат. Аналитики полагают, что с этим не будет проблем, тем более что Пауэлла активно поддерживает министр финансов Стивен Мнучин. Кроме того, он выступает за меры по ускорению экономического роста. В одной из недавних речей Пауэлл заявил: «Самый большой вызов, стоящий перед нами, – сделать все возможное, чтобы увеличить устойчивые темпы роста американской экономики. Всего лишь дополнительный процентный пункт, например, через некоторое время приведет к драматическим изменениям в жизни людей».
Поэтому ожидать от него резких шагов в плане смягчения регулирования тоже не стоит. Он поддерживает такое смягчение, но при этом заявил летом, выступая перед конгрессменами, что новые правила, введенные после кризиса 2008 г., «значительно укрепили финансовую систему и сделали ее более стабильной». «Он, безусловно, не будет радикально менять курс, однако он очень умен. Он будет реагировать на любые изменения, происходящие во внешнем мире», – сказал WSJ Гленн Хаббард, ректор Колумбийской школы бизнеса, знающий Пауэлла около 25 лет.
Пауэлл будет менее строгим в том, что касается банковского регулирования, нежели Йеллен и Бернанке, и не так быстро станет вмешиваться в случае возникновения проблем на рынке, пишет CNBC. Как ожидается, он будет тормозить возможные жесткие законопроекты и благосклонно относиться к идее дерегулирования, особенно в том, что касается правила Волкера, ограничившего трейдинговые операции банков на собственные средства, и правил стресс-тестов для банков. «Программа посткризисных реформ по большей части выполнена и в основном оказалась успешной, – говорил Пауэлл CNBC в июне. – Думаю, наш долг сейчас, когда мы подошли к ее завершению, оглянуться назад и задаться вопросом, какие ее аспекты могут быть излишними или неэффективными или крайне важными и должны остаться неизменными до последнего знака. Но некоторая корректировка будет, и, думаю, что это единственный возможный путь».
В апреле в отставку ушел управляющий ФРС Дэниел Тарулло, и Пауэлл стал вместо него отвечать за банковское регулирование. Он ратовал за то, чтобы упростить регулирование небольших и региональных банков, и за послабления для крупных игроков. Тогда же, в апреле, он заявил на финансовом форуме в Вашингтоне, что новые правила слишком сложны: «Мы должны защищать основные реформы, но задуматься об упрощении правил таким образом, чтобы они поддерживали наши цели, но и повышали эффективность регулирования».
Прогнозы и вопросы
В последнее время в ФРС активно обсуждают бурный рост фондового рынка и опасность надувания пузыря там, а также на рынке недвижимости, по-прежнему низкие доходности долгосрочных облигаций, слабый доллар и бум кредитования. Все эти явления наблюдаются несмотря на то, что ФРС стала, пусть не спеша, повышать процентные ставки, что должно было бы слегка охладить рынки. Экономический рост ускоряется, а налоговая реформа, которая сейчас обсуждается в конгрессе, в случае проведения может еще больше подхлестнуть его. В этом случае Пауэллу и ФРС, возможно, придется более активно сокращать денежное стимулирование.
«Фаза наибольшего терпения со стороны ФРС в плане нормализации денежной политики, по всей видимости, завершилась», если в результате быстрого роста экономики продолжит расти занятость и ускорится инфляция, считает Лена Комилева из G+ Economics (цитата по FT). Цикл восстановления экономики находится уже на поздней стадии, поэтому ФРС придется действовать активнее и ситуация для рынков начнет меняться, полагает она.
В такой ситуации, судя по характеру и опыту работы Пауэлла, он скорее всего будет действовать как его предшественники, считают эксперты, – взвешивать потенциальные последствия альтернативных вариантов действия и выбирать тот, при котором кризисный исход наименее вероятен. Пока что это означает сохранение нынешней политики медленного повышения ставок и сокращения активов на балансе. Однако репутация Пауэлла как председателя ФРС может сформироваться в дальнейшем, когда центробанку, возможно, сначала придется реагировать на перегрев в экономике и на финансовых рынках, а затем – на кризисные явления, включая спад и там и там. «В 2019 г. и в дальнейшем центробанку придется решать, когда и как завершать нынешний цикл ужесточения денежной политики – этот вопрос в ФРС под председательством Йеллен остается без ответа», – отмечает Ричард Кларида, глобальный советник по стратегии Pimco.
Не ясно, как Пауэлл будет реагировать, если экономике начнет грозить рецессия. Как полагает Джон Беллоуз, управляющий фондом в Western Asset Management, не будучи экономистом, Пауэлл, возможно, будет меньше склонен экспериментировать с денежной политикой, чем его предшественники после кризиса (Бернанке, глубоко изучавший Великую депрессию, пытался не допустить ее и поэтому снизил ставки до нуля и начал скупать ипотечные и казначейские облигации). Однако с учетом того, что процентные ставки будут невысоки, поле для маневра в традиционной политике, выражающейся в их снижении для стимулирования кредитования и экономики, будет ограничено. «Не экономист может быть более практичным, но меньше хотеть экспериментировать. В нынешней ситуации это хорошо, но не понятно, что Пауэлл будет делать, если ситуация в экономике ухудшится», – говорит Беллоуз (цитата по FT).