«Рейтинги – это не панацея от фальсификаций и других форм мошенничества»
Зачем России нужно национальное рейтинговое агентство, почему в акционеры не вошли все желающие и в какой валюте можно будет платить за рейтинги, рассказала Екатерина ТрофимоваВ начале 2015 г. большая тройка рейтинговых агентств – Fitch, Moody’s и Standard & Poor’s – резко снизила рейтинг России, что вызвало со стороны российских властей упреки в политической ангажированности. В феврале в Госдуму был внесен законопроект о деятельности рейтинговых агентств, предусматривающий, в частности, создание национальной рейтинговой шкалы, он вступил в силу в июле. В конце июля Центробанк принял решение о создании в России национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Юридическое лицо будет создано в IV квартале этого года, а присваивать рейтинги АКРА планирует начать во II квартале 2016 г. Первоначально АКРА будет работать на внутреннем российском рынке, но планируется и постепенный выход на другие рынки, прежде всего Евразийского союза. Руководить АКРА будет первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова, которая проработала около 11 лет в Standard & Poor’s. Как идет работа над созданием агентства, почему ЦБ решил создавать его с чистого листа и когда оно начнет получать прибыль, она рассказала в интервью «Ведомостям».
– Потенциальный конфликт интересов нейтрализуется через диверсификацию акционерной структуры по индивидуальным долям (3,7% на каждого) и типам инвесторов, через фактическое отстранение акционеров от аналитической работы и оперативной деятельности АКРА, через жесткий комплаенс-контроль и систему корпоративного управления. Сбор заявок закрыт. У АКРА будет 27 акционеров, размер уставного капитала агентства составит 3 000 024 000 руб. (3 000 024 акций номиналом 1000 руб.). Таким образом, доля каждого акционера составит 3,7%, размер инвестиций – 111,112 млн руб. Окончательный список акционеров может быть раскрыт только по результатам учредительного собрания, которое планируется провести примерно через месяц. Доработка принципов корпоративного управления АКРА еще продолжается.
– Действительно, желающих было больше. Но было принято решение не затягивать процесс сбора заявок. В каких-то случаях запросы поступили слишком поздно, а затягивать процесс создания агентства нежелательно. В каких-то качество потенциальных инвесторов и их стратегический интерес к проекту вызывали вопросы.
Екатерина Трофимова,
– Да, но различия в корпоративных процедурах в разных юрисдикциях привели бы к значительному затягиванию сроков создания агентства. А необходимый для запуска пул инвесторов уже набран со значительным превышением.
– Заявленная сумма капитала с существенным запасом покрывает финансовые потребности агентства вплоть до выхода на точку безубыточности (т. е. на горизонте 3–5 лет). Свободные денежные средства будут размещаться на рыночных условиях прежде всего для обеспечения их наилучшей ликвидности и возвратности.
– По нашим прогнозам, положительный финансовый результат будет получен уже после трех лет функционирования агентства. Прогноз во многом зависит от общеэкономической конъюнктуры и может быть скорректирован исходя из фактической динамики выручки. При этом общий кумулятивный убыток до выхода на безубыточность не превысит 300 млн руб., что примерно в 10 раз меньше уставного капитала АКРА. Привлечения кредитных ресурсов для обеспечения деятельности агентства в обозримом будущем не потребуется.
– В текущих проектах уставных документов АКРА, которые сейчас обсуждаются с будущими акционерами, определены следующие органы управления агентством: собрание акционеров, совет директоров, а также генеральный директор как единоличный исполнительный орган. Учитывая ограниченный штат агентства (менее 50 человек к третьему году работы), по крайней мере на начальном этапе работы не планируется создание правления и должности заместителя гендиректора.
– Большинство членов совета директоров будут иностранными, сейчас обсуждается список кандидатов с опытом работы в «большой тройке» и рейтинговой отрасли из США, Австрии, Люксембурга, Франции и России.
– Акционеры действительно рассматривают его кандидатуру. С ним ведутся переговоры. Между аудиторским и рейтинговым бизнесом много общего в подходах, организации процессов и культуре. Его огромный международный опыт, в частности в вопросах корпоративного управления и работы финансовых рынков, а также хорошее знание российских реалий были бы очень полезны для становления и развития АКРА.
– Руководить аналитическими подразделениями будут руководители соответствующих групп. Единого куратора у всех аналитических подразделений на данном этапе не предполагается.
Отказались от идеи
Сейчас существует четыре российских рейтинговых агентства: «Эксперт РА», «Рус-рейтинг», Национальное рейтинговое агентство и AK&M. Одним из обсуждаемых вариантов было создание нового агентства на базе «Эксперт РА», говорил человек, близкий к ЦБ, и источник, близкий к «Эксперт РА». Но позже от этой идеи отказались и приняли решение создать новую структуру.
– Мы очень тщательно подходим к выбору кандидатов. По отдельным направлениям мы посмотрели более 50 человек, при том что многих специалистов я знаю лично. Область поиска довольно широкая с основным фокусом на опыт кредитного анализа. Я получаю десятки писем с резюме из разных отраслей и даже стран. Например, недавно получила письмо с резюме из Австралии. Уже могу сказать, что на некоторых ключевых позициях как в аналитическом, так и коммерческом блоках будут работать профессионалы с опытом работы в большой тройке рейтинговых агентств. Для позиций в методологии принимаем во внимание академический опыт, наличие предметных исследований в данной области.
– В российских рублях и без привязки к иностранной валюте. Новые надзорные требования значительно повышают операционную нагрузку на рейтинговые агентства. Это та цена, которую рейтинговые агентства платят за обеспечение качества и доверие рынка. Есть очень конкретный расчет себестоимости присвоения и обслуживания одного рейтинга. Считаю неправильным ее озвучивать, но поверьте, что это очень внушительная цифра. Обеспечение качества рейтингового процесса – дорогое удовольствие.
– Существуют две основные причины, почему небольшие компании и банки мало обращаются к услугам «большой тройки»: ценовая и аналитическая (потенциально низкий кредитный рейтинг, исходя из небольшого размера активов и использования международной шкалы). По обеим названным причинам я вижу предпосылки того, что небольшие игроки смогут быть клиентами нового рейтингового агентства при условии адекватного предоставления информации и добросовестности собственников и бизнеса.
– Базовый продукт нового рейтингового агентства – кредитные рейтинги по национальной шкале – является не абсолютной заменой, а скорее дополнением к международным рейтингам.
«Большая тройка» также присваивает рейтинги по национальной шкале в России, но по ряду причин они не получили в их исполнении полноценного развития. Среди прочего потому, что рейтинги по национальной шкале «большой тройки» являются производными от международных рейтингов, вторичными и их калибровки регулярно сдвигаются, что делает такие рейтинги не полностью сопоставимыми по прошествии определенного времени. То есть подразумеваемая вероятность дефолта для рейтингов по национальной шкале «большой тройки» может меняться с течением времени, о чем так и сказано в их методологиях. «Большая тройка» не проводит полноценных исследований истории дефолтов по национальной шкале. Еще раз напомню, что для регулятивных целей в России будут использоваться именно такие рейтинги по национальной шкале. Так что в целом ряде задач по приведению своей работы в России в соответствие с новым законом о рейтинговой деятельности «большой тройке» придется начинать с нуля, как и новому агентству.
– Рейтинги по национальной шкале – это относительная оценка кредитоспособности в сравнении с самым качественным эмитентом в отдельно взятой стране, обладающим наивысшим рейтингом по национальной шкале. Все прочие эмитенты распределяются по шкале ниже такого эмитента.
По международной шкале уровень рейтинга наиболее качественного эмитента в отдельно взятой стране может меняться относительно других стран, что приводит к эффекту домино – пересмотру значительного количества рейтингов в стране. У «большой тройки» это обычно государство, но не всегда.
Мы не раз это видели, когда при пересмотре суверенного рейтинга России менялись и многие международные рейтинги компаний, банков и других эмитентов в стране. Когда рейтинги поднимаются, это всех радует. Но при серийном снижении рейтингов возникает дополнительное давление на рынки и эмитентов, создается дополнительный негативный новостной фон для не всегда сведущей в тонкостях и особенностях рейтинговой аналитики аудитории.
Рейтинги по национальной шкале меняются вследствие изменений индивидуальных характеристик кредитоспособности эмитента. Например, рейтинг отдельно взятого эмитента может измениться по международной шкале в силу пересмотра суверенного международного рейтинга, но останется неизменным по национальной шкале, так как оценка его кредитоспособности относительно государства никак не поменялась. Рейтинги по национальной шкале не учитывают так называемый страновой риск, риск перевода средств за границу или в другую, не внутринациональную валюту.
Это не значит, что один или другой рейтинг неправильный. Они просто выставляются исходя из разных методологий, для разных целей, для разных категорий инвесторов. Рейтинги по национальной шкале не предназначены для международных сравнений, но представляют собой более гранулированное по сравнению с международными рейтингами относительное распределение эмитентов в стране по уровню кредитного качества. В национальной рейтинговой шкале используются все ее уровни для рейтингования эмитентов, тогда как по международной шкале только отрезок, как правило начиная с суверенного рейтинга этой страны и ниже. Тем самым по национальной шкале с большим количеством имеющихся для рейтингования ступеней есть возможность лучше отразить отличия в уровнях кредитоспособности эмитентов в этой стране.
– Очень вероятно, что буквенные обозначения рейтинговой шкалы нового агентства будут во многом совпадать с международными аналогами, национальная рейтинговая шкала нового агентства обязательно будет содержать специальные буквенные обозначения, указывающие на ее страновую принадлежность. Наряду со всеми методологическими материалами национальная шкала нового рейтингового агентства будет предложена для обсуждения участникам рынка после создания агентства и еще до начала рейтинговой деятельности.
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство
Двадцать четвертого июля ЦБ объявил о создании нового рейтингового агентства. Юридическое лицо, методология оценки и ценовая политика должны появиться в IV квартале 2015 г., рейтинги агентство начнет присваивать не ранее II квартала 2016 г. Капитал агентства составит 3 млрд руб. с равным распределением долей между инвесторами (банки, страховые и управляющие компании, а также эмитенты) в размере до 5%. Войти в число акционеров изъявили желание Сбербанк, «Росгосстрах», «Юникредит банк», пенсионный администратор «Сафмар пенсии» (входит в группу «Бин»), ВТБ, Промсвязьбанк и Росбанк, ООО «Тринити» (входит в O1 Group), Газпромбанк, УК «Лидер», «Открытие холдинг», группа «Онэксим», Трубная металлургическая компания, ФСК ЕЭС, Россельхозбанк, «РФПИ управление инвестициями», Ситибанк, ГК «Ренова», банк «Санкт-Петербург», АФК «Система», «Северсталь», Райффайзенбанк, ООО «Промышленные инвесторы» (структура бизнесмена Сергея Генералова), Московская биржа, Альфа-банк, «Коммерсантъ», Совкомбанк и НПФ «Благосостояние».
– Важно понимать: рейтинги – это не панацея от фальсификаций и других форм мошенничества в рейтингуемых организациях. Это не задача кредитных рейтингов. Абсолютное большинство рейтинговых агентств, включая агентства «большой тройки», полагаются на принцип «презумпции достоверности» в отношении информации, которая имеется в их распоряжении. Аналитики проводят проверку поступающей информации, но это позволяет выявить лишь какие-то несоответствия в различных формах, возможно, ошибки и пропуски данных.
– Наибольшее, что могут себе позволить аналитики, это запросить акт оценки того или иного актива, например здания, и сделать корректировку на сумму расхождения с оценкой агентства. Но это довольно редкие случаи, и критическую массу они абсолютно точно не формируют. Также всегда тщательно проверяется факт смены аудитора, в особенности если компания меняет широко признанного инвестиционным сообществом аудитора на менее известного локального игрока. Но это не является отдельным рейтинговым фактором и не способно самостоятельно повлиять на результат рейтингового комитета.
– Если речь идет о покупке действующего бизнеса, инвестор должен быть готов к наличию скелетов в шкафу. На их выявление и зачистку может уйти много времени. Это справедливо и для рейтинговой отрасли. Перед нами стоит задача в довольно сжатые сроки сделать максимально качественный аналитический продукт, поэтому было принято решение, что более эффективным будет создание агентства с нуля. Этот путь позволит с чистого листа формировать правильную репутацию агентства у инвесторов.
– Я не получала никаких конкретных предложений.
– Не обладая информацией о внутренних процессах в национальных агентствах, я не вправе давать подобные оценки. Считаю, что это компетенция регулятора. Любое агентство, прошедшее аккредитацию и включенное в реестр, будет нашим конкурентом.
– По моим данным, заинтересованность российских компаний в услугах национального агентства высока.
– Я сужу об этом по ряду косвенных причин, а также по разговорам с руководством и собственниками многих российских компаний и банков.
– Мы будем максимально открыты рынку. Но, безусловно, компании должны будут удовлетворять принципам соответствия деловой репутации, открытости и качества финансовой отчетности.
– Идет формирование акционерного соглашения, устава и договора о создании компании с учредителями. Ведется также поиск помещения, и уже идет набор персонала, проводится анализ поступивших коммерческих предложений для выбора аудитора и регистратора. Заявку в ЦБ мы намерены подать в феврале 2016 г.
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"