Почему перемирие в торговой войне США и Китая временное
И как его окончание скажется на российской экономике и рынках15 января США и Китай подписали первую часть торгового соглашения. Инвесторы восприняли это с оптимизмом. Перемирие между двумя крупнейшими экономиками мира позитивно для глобальной торговли, инвестиций и экономического роста. Однако между двумя сверхдержавами сохраняются существенные противоречия, которые могут вылиться в новый виток конфликта и распродажу на мировых рынках. Кроме того, дальнейшее разъединение двух крупнейших экономик будет сдерживать подъем российского ВВП.
Стратегическое противостояние США и Китая – это надолго
Несмотря на замедление китайской экономики в последние годы, темпы ее роста остаются существенными и более чем в 2 раза превосходят темпы роста мирового ВВП (2,9% в 2019 г., по данным МВФ). ВВП КНР по итогам 2019 г. вырос на 6,1% и достиг 99 трлн юаней (порядка $14,4 трлн). Для сравнения: размер ВВП США – около $21 трлн.
Вместе с ростом экономики увеличивается и влияние Китая на международной арене. Особую обеспокоенность США вызывает программа «Сделано в Китае 2025», согласно которой Китай через пять лет должен стать мировым технологическим лидером в таких областях, как производство электромобилей, робототехника, искусственный интеллект.
Новые технологии требуют передачи огромного количества данных. Мировым лидером в создании оборудования для сверхскоростных сетей 5G является китайская Huawei, которую США в 2019 г. внесли в черный список. В свою очередь, Пекин предписал всем госучреждениям в течение трех лет отказаться от иностранного компьютерного оборудования и обеспечения. Очевидно, противоречия в технологической сфере между США и Китаем в ближайшие годы будут только нарастать.
Разъединение экономик США и Китая будет замедлять рост мирового ВВП
Замедление глобализации и рост протекционизма стали одними из главных трендов последнего времени. С учетом существенного переплетения экономик США и Китая процесс разъединения будет постепенным и болезненным для мировой экономики. Так, Китай почти полностью зависит от импорта полупроводников, которые являются ядром цифровой экономики. Доля США на рынке полупроводников – порядка 45%, на втором месте Южная Корея с 24%.
В свою очередь, ключевые высокотехнологические секторы экономики США – электроника, электромобили и оборонная промышленность – на 80% зависят от китайского импорта редкоземельных металлов. В 2018 г. на долю Китая приходилось 78% их мировой добычи и 40% запасов. В мае 2019 г. в разгар торговой войны Пекин даже рассматривал возможность ограничения экспорта редкоземельных металлов в США.
В ноябре МВФ оценивал потери мировой экономики от протекционизма в $700 млрд. Торговые войны и связанная с ними неопределенность стали одной из главных причин замедления роста глобального ВВП в 2019 г. до 2,9% – это минимум с кризисного 2009 года. Повышение издержек на пошлины, рецессия в мировой промышленности и сокращение инвестиций бизнеса стали основными последствиями торговой войны.
Временное перемирие до выборов в США
Один из главных факторов для мировой экономики и рынков в этом году – выборы в США в ноябре. Чтобы переизбраться на второй срок, Дональду Трампу нужно не допустить рецессии и падения фондового рынка. Мы считаем, что заключение первой части сделки с Китаем во многом обусловлено тем, что дальнейшая эскалация конфликта могла повредить избирательной кампании президента США. В результате соглашения обе стороны выиграли время, стабилизировали ситуацию в экономике и на рынках.
При этом среди экспертов преобладают скептические настроения относительно способности и желания Китая в полной мере выполнить свою часть соглашения и нарастить импорт товаров и услуг из США на $200 млрд за два года. В базовом сценарии можно ожидать, что перемирие продлится до конца 2020 г. Однако после переизбрания Трампа на второй срок конфликт может вспыхнуть с новой силой.
В дополнение к торговому и технологическому фронту вероятно усиление политического и финансового давления Вашингтона на Пекин. В ноябре США приняли закон, по которому каждый год будут проверять достаточность независимости Гонконга от Пекина для сохранения торговых преференций. Утрата Гонконгом статуса международного финансового центра нанесет серьезный ущерб инвестициям в материковый Китай. Также Вашингтон рассматривал ограничения на портфельные инвестиции в КНР. Обсуждался делистинг китайских компаний с американских бирж, а также ограничение присутствия пенсионных фондов США на финансовом рынке Китая.
Любая эскалация конфликта навредит России
В случае обострения противостояния США и Китая инвесторы будут сокращать вложения в активы развивающихся рынков (ЕМ), как это было в 2018 и 2019 гг. Если США введут новые пошлины, Пекин вернется к девальвации юаня для компенсации негативных последствий от них. Ослабление юаня негативно для большинства сырьевых товаров, включая нефть, а также валют развивающихся стран. Так, в августе 2019 г., когда произошло последнее торговое обострение, большинство валют ЕМ потеряло 4–5%. Индекс акций развивающихся рынков MSCI EM и индекс РТС потеряли за август 5%, цена Brent упала на 7%.
Источник: Bloomberg
Сдерживать негативные последствия торговых войн снова будут мировые центробанки. В случае эскалации конфликта крайне вероятно, что ФРС, ЕЦБ и Народный банк Китая пойдут на дальнейшее снижение ставок и увеличение масштабов выкупа активов. Однако монетарные стимулы становятся все менее эффективными для мировой экономики, а также приводят к увеличению непродуктивного долга и накоплению системных рисков в финансовой системе.
Таким образом, в 2021 г. можно ожидать возвращения активной фазы противостояния США и КНР и более резкого замедления мировой экономики. Ослабление спроса на сырьевые товары и снижение объемов мировой торговли будут негативно влиять на российский экспорт, производство и рост ВВП. Для нового правительства это может стать вызовом на пути к достижению цели по обеспечению темпов роста экономики России выше среднемировых уже в 2021 г., а также стимулом для усиления внутренних источников роста и скорейшего запуска нового инвестиционного цикла.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.