Как поддержать потребительский спрос в стагнирующей экономике
В нынешних условиях это можно сделать лишь за счет прямых социальных выплатПрошлый год был богат на споры между Минфином, Минэкономразвития и Центробанком, которые дискутировали и о корректировке бюджетного правила, и о рисках пузыря на рынке потребительского кредитования, и о целесообразности инвестирования ликвидных средств фонда национального благосостояния (ФНБ) по достижении ими порога в 7% ВВП. Не столь заметный, но не менее ожесточенный характер носили перепалки относительно смягчения денежно-кредитной политики (между Минэком и ЦБ) и финансирования национальных проектов (между Минфином и все тем же Минэком), которое за первые девять месяцев составило лишь 52,1% (при среднем для федеральных расходов уровне в 62,9%, согласно подсчетам Счетной палаты).
Спор не на пустом месте
Почти одновременный всплеск этих дискуссий не случаен. Торможение экономического роста – с 2,3% в 2018 г. до 1,1% по итогам трех кварталов 2019 г., по данным Росстата, – не могло не вызвать у регуляторов желания переложить ответственность друг на друга. И в наступившем году им будет еще сложнее избежать подобного соблазна. Поскольку даже при небольшом ускорении прироста ВВП (до 1,7% против 1,3% в 2019 г., согласно бюджетным проектировкам правительства) он все равно будет уступать не только общемировому, но даже среднему по СНГ (2,6 и 2,1% соответственно, по прогнозу IHS Markit). Основная причина этого – слабость внутреннего спроса, из-за которого ЦБ в 2019 г. был вынужден пять раз снижать оценку инфляции на конец года (с 5–5,5% в прогнозе от декабря 2018 г. до 2,9–3,2% в прогнозе месячной давности).
На слабость потребительского спроса указывает также падение жилищного строительства в трех из четырех столичных регионов (в Санкт-Петербурге – на 24,9% за январь – сентябрь 2019 г., а в Ленинградской и Московской областях – на 19,6 и 9,6% соответственно, по данным Росстата) и замедление прироста оборота розничной торговли (с 2,8% в январе – ноябре 2018 г. до 1,6% за аналогичный период 2019 г.). Одним из проявлений последнего стало возобновление спада продаж новых легковых автомобилей: увеличившись в 2017 г. на 12% и в 2018 г. на 12,8%, за 11 месяцев 2019 г. они снизились в годовом выражении на 2,8% (до 1,58 млн единиц, согласно подсчетам Ассоциации европейского бизнеса). Еще один маркер – прирост среднего чека в сопоставимых магазинах (LFL-ticket), который в III квартале 2019 г. был ниже инфляции (4,3%) у тройки ведущих российских ритейлеров – X5 (3,4%), «Магнита» (2,8%) и «Ленты» (1,5%).
Привычно, но неэффективно
Привычными правительству методами поддержать спрос сложно. Его вряд ли серьезно простимулирует потребительское кредитование, учитывая, что по итогам первых девяти месяцев 2019 г. долговая нагрузка (отношение кредитных выплат к располагаемым доходам) у граждан с месячными доходами до 20 000 и 40 000 руб. достигла внушительных 28,8 и 24,6% (против 27 и 22,9% на конец III квартала 2018 г.), а у граждан с доходами свыше 40 000 руб. – 20,6%, следует из данных ЦБ. Высокая долговая нагрузка, по всей видимости, стала причиной того, что в минувшем ноябре количество выданных потребительских кредитов снизилось на 3,8% в сравнении с ноябрем 2018 г. (до 1,61 млн единиц, по данным Национального бюро кредитных историй), а число выданных новых кредитных карт – и вовсе на 30,1% (до 1,18 млн единиц).
Альтернативой могла бы стать ликвидация налогов на совокупный доход, не очень значимых для консолидированного бюджета (1,7% его доходов, согласно данным Федерального казначейства за январь – октябрь 2019 г.), но обременительных для малого и среднего бизнеса. Но с этим вряд ли согласится Минфин, по инициативе которого в январе с четырех до 19 увеличилось число регионов, где взимается налог на самозанятых, а в 2021 г. будет ликвидирован единый налог на вмененный доход (ЕНВД), освобождающий индивидуальных предпринимателей от НДС, НДФЛ и налога на имущество физлиц, а остальных юрлиц – от налогов на прибыль и имущество организаций и все того же НДС. Не пойдет, по всей видимости, Минфин и на восстановление льгот для сельхозпроизводителей с годовым доходом свыше 100 млн руб., которые вплоть до 2019 г. были освобождены от НДС при уплате единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Безальтернативность прямых выплат
Реалистичной альтернативой не смогут стать и национальные проекты, в бюджете которых свыше 50% занимают расходы на автодороги, магистральную инфраструктуру, образование и здравоохранение (13,6 млрд из 25,7 млрд руб.). Они важны для долгосрочной конкурентоспособности экономики, но не способны серьезно поддержать текущий спрос. Учитывая же санкции и отсутствие у Минэкономразвития планов масштабной приватизации, которая бы могла со временем раскрутить спираль экономического роста, подхлестнув реальные доходы граждан, у правительства есть лишь один инструмент влияния на потребительскую активность. Это бюджетные расходы, которые было бы целесообразно переориентировать на прямые социальные выплаты. Достичь этого можно, к примеру, за счет восстановления индексации пенсий работающим пенсионерам (в том числе при задействовании ликвидных средств ФНБ) или повышения дисциплины в исполнении федерального бюджета, в котором, по оценке Счетной палаты, по итогам 2019 г. неизрасходованными должны были остаться около 1 трлн руб.
В дискуссии вокруг поиска мер, которые бы придали бюджету бóльшую социальную направленность, возможно, и заключается выход для экономического блока правительства, в последние годы несколько переусердствовавшего с консолидацией бюджета, на фоне которой контраст с положением дел в реальном секторе стал особенно сильным. В том, сумеют ли Минфин и Минэк навести мосты между фискальной устойчивостью и доходами граждан, и заключается интрига наступившего 2020 года.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.