Стоит ли компаниям развивать бизнес в сложных экономических условиях
Рынок оценит тех, кто способен заглянуть в послезавтра и выстроить стратегию долгосрочного ростаЗа последние пять лет на фоне санкций, жесткой монетарной и фискальной политики российские компании оказались перед непростым выбором. Рыночная обстановка как будто требует отказаться от развития – но это было бы серьезной ошибкой. Рынок оценит компании, способные заглянуть в послезавтра и выстроить стратегию долгосрочного роста.
Вызовы стабильности
Геополитические обстоятельства, ситуация на внешних рынках и ряд внутренних соображений подвигли наши власти к политике монетарного и фискального ужесточения. Ее главными элементами стали глубокая девальвация рубля, ужесточение налогового администрирования, высокая реальная процентная ставка, урезание ликвидности денежного рынка, поддержание профицита бюджета, накопление золотовалютных резервов и суверенных фондов.
Что в этой ситуации делать компаниям? Как им создать стоимость для своих акционеров и сохранить бизнес на будущее? Ответы на эти вопросы зависят от того, в каком именно сегменте экономики работает ваша компания.
Тучные годы
Поставьте себя на место крупного российского экспортера. Ужесточение налогового администрирования для вас не проблема, вы и так давно находитесь под пристальным вниманием налоговых властей. Ослабление рубля было вам на руку: почти все статьи расходов становятся дешевле в долларовом выражении, а выручка в рублях растет. Вас не волнует доступ к рублевому финансированию, потому что вы можете занимать в валюте. Ваша маржинальность по EBITDA близка к рекордному уровню, и бизнес приносит стабильный денежный поток.
Как же использует наш экспортер это богатство?
В нормальных условиях вы стали бы активно инвестировать в собственный бизнес – но тут мы сталкиваемся с неприятной ловушкой. Геополитика и нулевой рост подорвали рыночные мультипликаторы даже для сильных российский компаний. Наш долларовый индекс РТС торгуется с мультипликатором P/E (отношение капитализации к прибыли) на уровне 5-6 – это одна из самых низких оценок в мире. Инвестиции рынок может и не оценить, а потраченные средства не приведут к созданию стоимости.
Некоторые компании «считывают» это как приглашение к щедрому распределению прибыли среди акционеров. В последние годы мы видим рост дивидендов и операций по выкупу компаниями собственных акций – и при этом осторожное отношение к инвестпроектам. Этот подход понятен и имеет право на существование: внешние инвесторы уже привыкли смотреть на наши компании как на преимущественно дивидендные истории, а контролирующие акционеры не горят желанием наращивать инвестиции в России на фоне известных всем рисков.
Проблема лишь в одном: такой подход гарантирует технологическую отсталость, лишает компании будущего и в конечном счете уничтожает ту самую акционерную стоимость, которую мы пытались сохранить, отказавшись от инвестиций. Рынки изменчивы и непредсказуемы; уже завтра они могут поставить под угрозу наше сегодняшнее благополучие. Мы не знаем заранее, что именно случится: вернется ли инфляция? придумают ли конкуренты синтетический заменитель нашему основному продукту? придут ли зарубежные конкуренты на наши привычные рынки со своим дешевым продуктом? Но мы точно знаем, что компании, которые свели свою бизнес-модель к отправке наличности акционерам, «через шаг» рискуют оказаться проигравшими в борьбе за завтрашние рынки.
И инвесторы на рынке акций, при всем их скепсисе к России, похоже, готовы платить премию за стратегическое видение и выход на новые уровни бизнеса. Не случайно лучшие результаты за последние пять лет на отечественном рынке акций показал «Новатэк» (+95% в долларовом выражении) – компания с умеренно щедрой дивидендной политикой и большими капитальными затратами, но с четким видением будущего развития.
Вывод прост: сигналы рынка акций – еще не истина в последней инстанции, в них может быть слишком много искажений. Фундаментальные перспективы бизнеса в конечном счете и определят чемпионов послезавтрашнего дня.
Внутренний рынок
Давайте теперь поставим себя на место руководителя строительной компании, банка средней руки, розничной сети, импортера оборудования, т. е. тех бизнесов, которые продают свои товары и услуги на внутреннем рынке за рубли. Из-за дешевого рубля вам стало сложнее закупать импортные товары и комплектующие. Вы фондируетесь в рублях по высоким реальным ставкам. Кроме того, исторически сложилось, что вы, скорее всего, – компания среднего размера. Для вас куда болезненней оказалась работа налоговых властей по «повышению собираемости». Вы, как правило, кредитуетесь в банках, выход на рынок облигаций для вас затруднен, а значит, борьба ЦБ с инфляцией методом подсушивания рублевой ликвидности бьет по вашей компании в первую очередь. А у ваших покупателей все меньше денег – реальные доходы падают уже не первый год.
Неудивительно, что в этом сегменте много банкротств или смен владельцев – вспомните хотя бы московское банковское кольцо, «Трансаэро» или «Магнит». Наш бизнесмен на внутреннем рынке ведет ежедневную борьбу за выживание. Его могло бы спасти укрепление реального рубля через высокую инфляцию, но агрессивное накопление резервов правительством и столь же агрессивная борьба ЦБ с инфляцией не оставляют на это никаких шансов.
Означает ли это, что нет никаких надежд? Нет, не означает. Нынешняя ситуация в макроэкономике не продлится вечно, экономический рост вернется. Но не все смогут воспользоваться его плодами. Лидерами потребительского рынка ближайшего будущего станут те, кто сумел выжить сегодня, избавился от лишних расходов. Нужны строгая дисциплина, выстраивание операционной эффективности, нахождение новых ниш потребительского спроса.
Очевидная, хотя и не самая простая стратегия на этом сложном рынке – консолидация игроков, поиск подходящих партнеров и создание более крупных компаний в соответствующих секторах. Недавно объявленные сделки в фармацевтике, рознице и некоторых других отраслях укладываются именно в эту логику.
И немного о грустном
В любой экономике кроме зрелых компаний есть совсем молодые, создающие стоимость за счет новых идей и технологических прорывов. Они не так сильно зависят от макроэкономической конъюнктуры и способны стать локомотивами будущего роста, как это было с «Яндексом» или «Вымпелкомом». К сожалению, работать в этом сегменте сейчас стало гораздо сложнее. На фоне дела Baring Vostok исчез интерес иностранных инвесторов к ориентированным на Россию венчурным фондам. Многие наши венчурные капиталисты постепенно переключились на работу с компаниями из Центральной и Восточной Европы либо из США или на новые интересные рынки Китая и Индии. Интернет-предприниматели и инвесторы теперь все чаще оказываются в Калифорнии. Это положение дел можно и нужно как можно скорее изменить – но это уже тема совсем другой статьи.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.