Как правильно оформлять бизнес-джеты на таможне

В прошлом году году в отношении владельцев бизнес-джетов из-за нарушения сроков уплаты таможенных платежей было возбуждено 46 административных дел

Наиболее востребованы у российских VIP-пассажиров небольшие реактивные бизнес-джеты с повышенным уровнем комфорта. Их стоимость колеблется от 100 млн до 2 млрд руб. Бывает еще дороже: когда для деловых перелетов может быть переоборудован и обычный пассажирский лайнер.

В мире самолетами владеют не только физические лица, но и организации, предоставляющие бизнес-джеты состоятельным пассажирам для организации международных деловых перелетов. Каждый такой рейс в Россию и другие страны ЕАЭС обходится в миллионы, десятки миллионов рублей.

Разумеется, любой бизнес предполагает снижение издержек. Поэтому большинство организаторов таких перелетов стремятся выбрать наименее затратный вид таможенного оформления и заявляют о временном ввозе самолетов в качестве транспортных средств международной перевозки (ТСМП). Это предполагает только прилет, скажем, из Брюсселя в Москву и вылет обратно – без перемещений по ЕАЭС, кроме заявленных. Не разрешена также передача самолета другим лицам. К плюсам же оформления в качестве ТСМП можно отнести упрощенный формат декларирования без уплаты таможенных пошлин и налогов.

О привлекательности такого типа оформления говорит статистика. В 2018 г. бизнес-джеты в качестве ТСМП российская таможня оформляла в 15 700 случаях (98,9%), из них около 12 400 пришлось на Московский авиаузел. Сопоставимые цифры мы видим и за предыдущие годы, и за неполный I квартал 2019 г.

В праве ЕАЭС предусмотрены и другие варианты оформления временного ввоза бизнес-джетов с более широкими возможностями использования самолетов. Речь о таможенной процедуре временного ввоза. Первый вариант такого ввоза – не для получения дохода: самолеты массой до 20 т, а также вместимостью не более 19 пассажиров могут временно ввозиться в упрощенном порядке – без уплаты таможенных пошлин, налогов. Заявление на ввоз может быть подано в письменном виде. Однако предельный срок ввоза воздушного судна не должен превышать 30 дней подряд и 180 дней в течение года.

При втором варианте временного ввоза самолет может находиться в ЕАЭС до двух лет, но при ввозе необходимо заполнить декларацию на товары, а также ежемесячно оплачивать таможенные платежи в 3% от суммы таможенных платежей за импорт такого самолета. То есть если лицо импортировало самолет стоимостью 100 млн руб. по таможенной процедуре ввоза для внутреннего потребления, то таможенные платежи составили бы 20% от стоимости – 20 млн руб. Так вот, за один месяц временного ввоза в ЕАЭС нужно будет заплатить 3% от 20 млн руб. – 600 000 руб.

В некоторых случаях при оформлении процедуры временного ввоза таможня может потребовать обеспечение уплаты пошлин, налогов (денежный залог, банковская гарантия и т. д.).

В 2017 г. таможенная процедура временного ввоза иностранных бизнес-джетов практически не использовалась. Временный ввоз с уплатой таможенных платежей оформлялся таможней 15 раз, а случаев временного ввоза самолетов в упрощенном порядке (без уплаты таможенных платежей) не было. В 2018 г. ситуация стала меняться: временный ввоз с уплатой таможенных платежей – 12 случаев, временный ввоз в упрощенном порядке – 167 случаев.

По данным Управления таможенных расследований и дознания ФТС России, в 2018 г. в отношении владельцев бизнес-самолетов по фактам нарушения сроков уплаты таможенных платежей было возбуждено 46 дел об административных правонарушениях на общую сумму свыше 88 млн руб. Есть примеры, когда владельцы или арендаторы бизнес-джетов ввозят их в ЕАЭС именно для организации внутренних перелетов, но, стремясь сэкономить на оплате таможенных пошлин, заявляют транспортное средство как ТСМП, при этом направляют самолет в точки, не указанные в маршруте. Фиксирует таможня и случаи, когда самолеты, ввезенные по таможенной процедуре временного ввоза, не покидают ЕАЭС по истечении максимально возможного срока.

Несмотря на VIP-статус пассажиров, перевозчик обязан информировать таможенные органы о модели самолета, его маршруте и сроке пребывания.

Автор – заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы.