Электронная коммерция – шанс для развития российского несырьевого экспорта
Но для обеспечения быстрых расчетов нужна платежная система, которую мог бы контролировать Центральный банкРынок электронной коммерции в России быстро развивается, несмотря даже на то, что экономика в последние два года практически не росла (2014 г.) и даже сжималась (2015 г.). В 2013 г. рост этого рынка составил 32%, в 2014 г. – 35%, в 2015 г. – 16%. В России, правда, говорят только об электронных площадках в сегменте b2c («бизнес-потребитель»), в то время как в мире обычным делом уже стали расчеты в электронном виде между бизнесом. Инструмент, который позволил бы беспрепятственно продавать свою продукцию за рубеж, – очень перспективное направление для российских компаний. Однако нам нужна не только b2b-площадка, но и электронная платежная система, которая позволит продавать товары за границу максимально быстро и легко (сейчас это невозможно, так как по закону расчеты между компаниями должны проводиться только через банковские счета). При этом очень важно, чтобы такая платежная система была лицензированной и, соответственно, подпадала под прямой контроль Центрального банка.
Электронная коммерция для экспортеров – хороший шанс без существенных бюджетов на продвижение выйти на новые рынки и укрепить позиции на уже занятых. Существует стереотип, что в России, которая является крупным экспортером сырьевых ресурсов, не развито производство готовой продукции. Это не совсем так. У нас есть множество производственных компаний, которые не попадают в СМИ, но формируют значительную часть ВВП. Конкурентны химическая промышленность, машины и оборудование, производство транспортных средств и даже электроника. В России сотни НИИ, на базе которых производятся вполне конкурентоспособные продукты.
Можно обозначить две крупные проблемы, которые мешают нашим компаниям выходить на международные рынки. Во-первых, отсутствие бюджетов на участие в выставках. Не все могут выделить на это 0,4-6 млн руб. Активность бизнеса сейчас сжимается, о продвижении товаров за рубеж говорить не приходится. В этом смысле электронная коммерция может стать действенным механизмом, который позволит российским товарам покорять новые рубежи. Во-вторых, компании плохо ориентируются в экспортном законодательстве, у них много издержек, денежных и временных, при оформлении необходимых документов и прохождении процедуры экспортных сделок. Необходимо максимально упростить процесс продажи в другие страны и закупок из-за рубежа, ведь всем интересно, чтобы «одним нажатием мыши» микрочипы из России были проданы, например, в Уругвай.
За последние годы в России появилось множество новых игроков, среди которых jd.com, Aliexpress, Alibaba. Эти площадки позволяют покупать не только в розницу, но и мелко- и крупнооптовые партии товара. Создана и национальная b2b-площадка www.globalrustrade.com, которая позволяет компаниям из России продать товары в 33 страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и БРИКС. Этот механизм уже работает, клиенты площадки заключили ряд договоров с покупателями, в процессе подписания контрактов находятся более 120 компаний. У Globalrustrade есть представители в других странах, заключены договоры с надежными партнерами, открыта обширная рекламная компания. Но есть одно существенное препятствие, которое сдерживает продвижение наших товаров, – отсутствие возможности совершать транзакции через электронную платежную систему (ЭПС).
В мире электронная коммерция b2b развивается с молниеносной скоростью. Расчеты для бизнеса производят такие системы, как PayPal, WebMoney и Alipay. Однако российский бизнес не имеет права пользоваться этими возможностями. Платежная система Alipay похожа на банк, где все операции осуществляются в электронном виде. Взаиморасчеты происходят путем перевода средств на специальные счета в Alipay. А, например, на китайской площадке www.1688.com компании могут рассчитываться между собой буквально «одним кликом мыши», заполнив только определенные поля. Россия не должна оставаться в стороне от этого тренда. Нужно создать лицензируемую Банком России ЭПС для расчетов между бизнесом как внутри страны, так и по экспортно-импортным сделкам. Это необходимо, чтобы снизить издержки бизнеса, сделать процесс экспорта и импорта максимально быстрым и эффективным.
Сейчас российское законодательство не позволяет реализовать эту идею. В этой связи можно обозначить три основные задачи. Первое. Все оценки динамики электронной коммерции в стране сводятся к анализу сегмента розничной торговли. Про расчеты между бизнесом даже речи нет, так как в 161-ФЗ «О национальной платежной системе» четко говорится, что расчеты в электронной форме могут быть только между юридическими и физическими лицами (b2c), а также между гражданами (c2c). Бизнес просит внести изменения в этот закон и разрешить электронные расчеты в сегменте b2b.
Второе. Согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации средств, полученных преступным путем», перевод средств может осуществляться только с банковского счета покупателя на банковский счет продавца, посредников (например, в виде электронной платежной системы) быть не может. По 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» только банки могут осуществлять перевод денег между юрлицами во внешнеэкономической сделке. При этом банк направляет в ЦБ паспорт сделки, а после совершения транзакции – другие подтверждающие справки. Именно поэтому создаваемая ЭПС для расчетов между бизнесом может взять на себя функцию валютного контроля. Третье. Необходима электронная идентификация и связь между регулирующими органами, таможней и платежной системой. Если последняя будет организована таким образом, чтобы бизнес мог легко ею пользоваться, это позволит России выйти на новый уровень, а предприятия смогут снизить издержки.
На мой взгляд, необходимо на правительственном уровне создать рабочую группу, которая будет решать вопрос реализации ЭПС для расчетов между бизнесом. Это наш шанс не только быть на гребне волны мировых тенденций, но и сделать большой шаг вперед в экспансии российских компаний за рубеж. Платежная система позволит тесно связать рынки стран (например, блок БРИКС) и увеличить роль России в мировой торговле несырьевыми товарами.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.