Перспективы роста российской экономики не просматриваются
Ситуация с инвестициями и рынком труда за последние годы только ухудшиласьС 2013 г. многие экономисты стали задаваться вопросом о возможностях российской экономики удерживать высокие темпы роста. Уже на тот момент ощущались серьезные ограничения. Во-первых, из-за низкого роста инвестиций доля валового накопления основного капитала в структуре ВВП перестала расти с 2008 г. и после кризиса 2009 г. стагнировала на уровнях 21–23% ВВП. Во-вторых, прирост рабочей силы прекратился с 2008 г. – на наш взгляд, в основном по причине демографических ограничений: численность поколения моложе 20 лет с 2002 по 2012 г. сократилась на 7 млн человек. Суммарно эти два фактора при расчете производственной функции заставили нас сделать вывод, что потенциальный рост экономики ограничен уровнем 1,5–2% в год. Основная возможность противодействовать негативной тенденции на тот момент нам виделась в снижении занятости в госсекторе, который абсорбировал 23% рабочей силы, т. е. в нем работало почти 18 млн человек, или на 2 млн больше, чем в 2005–2006 гг.
Изменения, произошедшие за последний год, заставляют еще раз провести оценку потенциала роста с учетом вновь возникших обстоятельств. Ситуация с валовым накоплением основного капитала за последний год стала очевидно хуже. Во-первых, инвестиции падали и в 2014 г. и продолжают снижаться в этом году. По всей видимости, к концу 2015 г. они будут составлять около 21% в структуре ВВП. Во-вторых, в результате финансовых санкций фундаментальная стоимость денег в экономике выросла, что в ближайшие годы будет негативно воздействовать на принятие решений об инвестициях. В-третьих, еще не до конца ясен масштаб технологических санкций, которые также могут повлиять на динамику валового накопления в экономике.
С точки зрения трудовых ресурсов ситуация менее однозначная. Демографическая картина за один год не могла измениться, и экономика продолжает функционировать в условиях ограниченных трудовых ресурсов. Хорошей новостью можно считать тот факт, что занятость в госсекторе стала снижаться с 2012 г., т. е. давление на рынок труда со стороны государства несколько снизилось. На повестку дня, правда, вышел аргумент, связанный с ростом занятости в неформальном секторе, где на данный момент задействовано около 15 млн человек по сравнению с 14 млн год назад. Иными словами, усилия госсектора по контролю над своей занятостью нивелируются перетоком трудовых ресурсов в неформальный сегмент.
Оценка разрыва выпуска, посчитанная на основе обновленных факторов, позволяет сделать несколько любопытных выводов. Во-первых, она показывает, что экономика России была перегрета еще с 2012 г. То есть ее обеспеченность производственными ресурсами настолько снизилась, что не позволяла расти больше чем на 1–2% уже тогда. Иными слова, даже рост на 3,4% в 2012 г., который одними воспринимался как временное недоразумение, а другим казался мрачной «новой» реальностью, был достигнут за счет роста бюджетных расходов в период электорального цикла и не был обеспечен фундаментальными факторами, т. е. факторами производственной функции. Наш расчет меняет взгляд на последующую динамику российской экономики. На данный момент среди экономистов преобладает мнение, что после падения экономики на 3–4% в этом году в следующем году мы увидим догоняющий рост. Но нам представляется, что падение этого года является своего рода «платой» за перегрев в прошлом и не дает повода для оптимистичного взгляда на 2016 г. Наиболее вероятным сценарием сейчас становится стагнация российской экономики в следующем году.
Во-вторых, по нашим расчетам, в результате ухудшения обеспеченности экономики производственными ресурсами потенциальный рост уменьшился до 0,5–1% ВВП. Эта цифра означает, что экономика будет в стагнации не только в 2016 г., но, возможно, и в последующие несколько лет, – до тех пор, пока структурные ограничения не будут расшиты. Как и раньше, снижение занятости в госсекторе представляется полезной мерой для увеличения предложения на рынке труда. Но поддержки только рынка труда сейчас недостаточно. За последний год необходимость поддержки инвестиционного роста стала острее, а о конкретных мерах, нацеленных на решение этой задачи, пока не слышно. Приближающийся электоральный цикл, к сожалению, не способствует решению структурных проблем экономики: реализация, а, может быть, даже и обсуждение непопулярных мер вряд ли начнется раньше 2018 г., а до тех пор экономическая политика скорее будет нацелена на точечное поддержание спроса, нежели на снятие ограничений со стороны предложения.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.