Мировые центробанки будут снижать ключевые ставки в 2025 году

Это возможно в случае отсутствия новых шоков
Ставки крупнейших центральных банков продолжат снижаться в 2025 г., причем разными темпами, что отражает различия в прогнозах экономического роста и инфляции
Ставки крупнейших центральных банков продолжат снижаться в 2025 г., причем разными темпами, что отражает различия в прогнозах экономического роста и инфляции / Наталья Селиверстова / РИА Новости

Большая часть центральных банков мира находятся в цикле снижения ставок и продолжат смягчать денежно-кредитную политику (ДКП) в этом году, считают эксперты, опрошенные «Ведомостями». В частности, дальнейшего смягчения ДКП ждут в США, еврозоне, Китае, Турции. Это произойдет в случае, если не реализуются новые инфляционные риски.

Практически синхронное смягчение ДКП на фоне замедления инфляции наблюдается в странах еврозоны, где в январе 2025 г. базовая кредитная ставка снизилась до 2,9% с 3,15% в декабре, в США – до 4,5% с 4,75% в ноябре, в Китае – до 3,1% с 3,35% в октябре. Но дальнейшее смягчение ДКП вряд ли будет столь тесно скоординировано, считает и. о. заведующего кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Светлана Фрумина. Она отмечает, что в США и зоне евро инфляция возрастает, а, например, в Китае держится на уровне 0,5%, поэтому действия властей будут зависеть от развития ситуации.

На развивающихся рынках движение ставок разнонаправленно. В Бразилии ставка выросла до 13,25% в январе с 12,25% в декабре, во Вьетнаме и Малайзии начиная с 2023 г. ставка неизменна (4,5 и 3% соответственно). Резервный банк Индии снизил ставку на заседании в феврале впервые с 2020 г. – до 6,25% после 6,5%. ЦБ Турции снизил ключевую ставку в январе второй раз подряд – до 45% с 47,5% (ранее она находилась на уровне 50% с февраля 2023 г.).

В ближайшие два года глобальная инфляция и процентные ставки будут снижаться, уверена доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Подругина. Об этом она рассказала на вебинаре агентства «Эксперт РА» «Мировая инфляция: «мягкая посадка» состоялась». По ее словам, глобальная экономика вернется к таргетированному уровню инфляции и нейтральным ставкам. В любом случае диапазон колебания ставок не будет высоким, центральные банки продолжат сохранять взвешенную и осторожную регуляторную политику, считает Фрумина.

Для большинства ведущих экономик в 2024 г. закончился цикл постковидного ужесточения ДКП 2020–2024 гг. В этот период ставки повышались быстрее и сильнее, чем обычно, согласен доцент кафедры национальной экономики РАНХиГС Владимир Любецкий.

Ставки крупнейших центральных банков продолжат снижаться в 2025 г., хотя и разными темпами, что отражает различия в прогнозах экономического роста и инфляции, говорилось в январском докладе Международного валютного фонда (МВФ). Рост цен на услуги по-прежнему превышает средние показатели до COVID-19 во многих странах, особенно в Соединенных Штатах и еврозоне, отмечают аналитики МВФ. В некоторых странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках Европы и Латинской Америки также сохраняются очаги повышенной инфляции.

Что повлияет на решения

Процесс снижения ставок центробанков в глобальной экономике будет длинным, считает Подругина. Исторически фазы ужесточения монетарной политики короче, чем фазы смягчения, поэтому нынешняя фаза смягчения может затянуться надолго, подтверждает Любецкий. Кроме того, глобальная нестабильность может значительно повлиять на действия центробанков ведущих экономик мира, предостерегает он.

МВФ ожидает, что глобальная инфляция снизится до 4,2% в 2025 г. и до 3,5% в 2026 г., к целевому показателю она вернется раньше в странах с развитой экономикой и несколько позже в развивающихся странах. Но волатильность цен на сырьевые товары может повлиять на инфляцию, предупреждает Подругина. Базовая инфляция еще не вернулась к таргетам, сырьевой шок может потребовать разворота ДКП в развитых экономиках и помешать снижению инфляции, говорит она.

Смягчение ДКП в развитых странах связано с существенно снизившимися темпами инфляции в большинстве из них, а также возможным замедлением экономического роста, поясняет заместитель заведующего базовой кафедрой инфраструктуры финансовых рынков факультета экономических наук НИУ ВШЭ Андрей Столяров.

Чего ждать от ведущих стран

от ведущих стран Федеральная резервная система (ФРС) и Европейский центральный банк (ЕЦБ) продолжают снижать ставки, рынок ожидает от них еще 1–2 сокращений, говорит Подругина. При этом ФРС не видит необходимости спешить с дальнейшим снижением процентной ставки, до нейтрального уровня цикл снижения в этом году может не дойти, считает она. На заседании 30 января регулятор сохранил ключевую ставку на уровне 4,25–4,5%.

Американский регулятор обеспокоен инфляцией, связанной с внешнеторговыми тарифами и экономическими планами нового президента США Дональда Трампа, следует из протоколов январского заседания ФРС. Участники Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) опасаются, что процесс возвращения инфляции к цели 2% может замедлиться. Представители ФРС хотят увидеть приближение инфляции к таргету, прежде чем снова снизить процентные ставки. Базовый прогноз ФРС не предполагает нормализации инфляции в этом году. Также возникли разногласия по поводу возможного масштаба снижения ставок. ФРС может снизить ставку в этом году не более одного раза, считает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин.

Ставки крупнейших центральных банков продолжат снижаться в 2025 г., причем разными темпами, что отражает различия в прогнозах экономического роста и инфляции

Экономика еврозоны находится в режиме стагнации, поэтому ЕЦБ будет более склонен к снижению процентных ставок, считает Сусин. Он прогнозирует в текущем году два снижения процентной ставки по 0,25 п. п. На ситуацию в еврозоне будет сильно влиять внешнеполитическая повестка из-за напряженности в торговых отношениях с основным партнером – США, говорит Сусин. По его словам, введение пошлин может сказаться негативно на экономике, экспорте, курсе евро.

Китай начал снижать ставки в июле 2024 г., но в отличие от всех развитых стран не на фоне замедления инфляции, а из-за дефляционных процессов, говорит Подругина. Народный Банк Китая (НБК) по итогам заседания 20 февраля не изменил ставку среднесрочного кредитования, оставив ее на отметке 3,1% годовых, пятилетняя ставка также сохранилась на уровне 3,6% годовых. Китай заинтересован в снижении ставок для поддержки бизнеса, но проявляет осторожность из-за финансовых проблем, объясняет заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС Александр Абрамов. Сусин допускает 1–2 небольших снижения ставки в Китае, потому что внутренний спрос растет медленно, но его необходимо стимулировать на фоне рисков расширения торгового противостояния с Америкой. В приоритете будет фискальная поддержка экономики, а не монетарная, считает Сусин.

В Турции происходит снижение процентных ставок на фоне небольшого замедления инфляции и если потрясений не произойдет, то этот процесс продолжится, говорит Столяров. Скорее всего, Турция будет и дальше достаточно активно снижать процентную ставку с текущих уровней в следующем году, потому что сезонно сглаженная инфляция постепенно падает, показатель уже находится ниже уровня процентных ставок, подтверждает Сусин.

Где повышали ставку

Выделяется политика центробанка Японии, который поднял ставку до 0,5% – максимального за последние 17 лет уровня – и вывел ее из отрицательных значений. В Японии исторические ставки всегда были самыми низкими и сейчас японский центральный банк пытается этот арбитраж уменьшить, объясняет Столяров. Инфляция в Японии выше цели (3,6% в декабре 2024 г. при таргете в 2%), экономический рост тоже достаточно высокий, как и планы повышения зарплат, но для страны затруднительно выйти из 30-летнего цикла нулевых процентных ставок, говорит Сусин. По его словам, Япония не может себе позволить агрессивно повышать процентные ставки, она очень сильно будет зависеть от действий ФРС. Потенциал роста ставок ограничен 25 б. п.

В этом же ряду стоит Россия, где ключевая ставка остается на рекордной за всю историю отметке, но российская экономика находится под санкциями, отмечает Любецкий. Сусин считает, что Россия достигла пика ужесточения ДКП и готовится к циклу снижения процентных ставок со II квартала 2025 г. Но инфляция будет оставаться далеко от цели Банка России в 4%, поэтому в 2026 г. относительно высокая ключевая ставка по-прежнему сохранится, говорит Сусин.

Большой разрыв в ставках обычно стимулирует инвесторов занимать деньги на развитых рынках с низкими ставками и вкладывать их в национальные валюты развивающихся стран, где ставки высоки и валюты конвертируемы, рассказывает Абрамов. Такие стратегии обычно приводят к появлению новых денег в экономиках и стабилизации валют, что способствует снижению инфляции, говорит Абрамов. Но Россия отрезана от глобальных портфельных инвестиций, напоминает он.