Минфин может принять «контрмеры» из-за глобальной налоговой реформы
Министерство планирует предварительно изучить налоговую отчетность холдингов с российскими головными компаниямиМинфин планирует в середине 2025 г. принять окончательное решение о внедрении международных правил налогообложения транснациональных холдингов в рамках глобальной налоговой реформы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pillar II. Об этом сообщил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов, отвечая на вопросы бизнеса на конференции АЕБ «Налоговые итоги года» (его слова приводит пресс-служба ведомства). Сейчас Минфин проводит аналитическую работу, по итогам которой и будет принято окончательное решение.
Министерство «внимательно изучит» налоговые декларации компаний, которые потенциально могут подпасть под Pillar II, отметил Сазанов, и если в 2024 г. такой бизнес заплатил налог с российской налоговой базы за рубежом, то Минфин будет предпринимать контрмеры.
«Да, сейчас международный обмен финансовой информацией ограничен, но все эти данные достаточно публичные, и мы все равно об этом узнаем», – заверил Сазанов. В любом случае внедрение правил международной налоговой реформы будет возможно не раньше 2026 г., заключил он.
Правила международного налогообложения – GloBE – гласят, что компании, входящие в состав транснациональных холдингов с годовым оборотом более 750 млн евро, должны уплачивать налог на прибыль по минимальной ставке в 15% в каждой из стран своего присутствия независимо от того, внедрены в них GloBe или нет. Если в какой-либо из юрисдикций она окажется ниже минимального значения, то доплатить недостающий налог придется в стране нахождения материнской компании. Глобальные правила являются ключевым компонентом налоговой реформы ОЭСР Pillar II, запущенной в 2021 г. Логика введения глобального минимального налога в том, чтобы дестимулировать международные группы перемещать прибыль в низконалоговые юрисдикции. Правила Pillar II вступили в силу в этом году, отдельные его положения начнут действовать с 2025 г.
Минфин указывал на риски внедрения GloBe в России в приложении к основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025–2027 гг., сейчас это нецелесообразно, так как признание правил «квалифицированными» в случае их введения крайне маловероятно. При реализации такого сценария международные группы компаний (МГК) с головной структурой в России будут повторно дооблагаться налогом на прибыль в недружественных странах, пояснял Минфин.
О преждевременности внедрения полноценных правил GloBe говорила в октябре и замглавы ФНС Юлия Шепелева. При этом, по ее словам, некоторые из российских МГК с выручкой выше 750 млн евро уже оценили потенциальные последствия присоединения к реформе и не увидели рисков доплаты налогов за рубежом. В России может быть внедрен защитный механизм с целью недопущения уплаты налога за пределами страны по примеру других стран, отмечала она. В этом случае, если эффективная ставка налога на прибыль дочерних компаний МГК в России окажется меньше 15%, нужно будет доплатить налог здесь, а не в стране материнской или промежуточной структуры МГК.
В отношении определенной категории бизнеса риск доплаты налога за рубежом по правилам Pillar II, безусловно, есть, полагает старший менеджер группы международного налогообложения Kept Григорий Делов. Применение льготных налоговых режимов (например, единый сельскохозяйственный налог или применение инвествычета. – «Ведомости») потенциально ведет к тому, что эффективная ставка налога в России, рассчитанная по правилам Pillar II, будет менее 15%, пояснил он. В этом случае будет действовать правило Qualified Domestic Top-up Tax, которое заключается в том, что «недостающий налог» (доведение его до 15%) уплачивается в самой юрисдикции. В случае внедрения правил в России, вероятно, будет введен дополнительный налог для российских компаний – участников МГК с выручкой от 750 млн евро в год, считает Делов. Хотя и маловероятно, что ОЭСР признает такое регулирование квалифицированным, тем не менее такой дополнительный налог может увеличить эффективную ставку налога в России, чтобы российская налоговая база не подпадала под налогообложение за рубежом, полагает эксперт.
Признание российских правил неквалифицированными практически неизбежно, так как международная конфронтация затронула и налоговую сферу, чего ранее не случалось, говорит партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. При этом и бизнес, и государство понимают, что «просто проигнорировать» международную налоговую реформу не получится, поэтому необходимо «спокойно подобрать наиболее оптимальную реакцию» со стороны российской налоговой системы, отмечает эксперт.
МГК, присутствующие в странах, которые ввели законодательство о Pillar II, обязаны подавать в локальные налоговые органы специальные декларации с расчетами уплаченных налогов по всем юрисдикциям присутствия или же они могут подать ее лишь в одной, при условии что та обменивается соответствующей информацией со всеми странами присутствия МГК, внедрившими правила глобальной системы, поясняет Делов. Видимо, в условиях ограничений международного обмена информацией Минфин планирует получить необходимые данные от дружественных юрисдикций, которые введут Pillar II (в том числе об уплаченном налоге с росcийской базы), либо через запрос непосредственно в адрес российских участников МГК, предполагает эксперт.