Госдума одобрила во втором чтении проект бюджета на 2025–2027 годы
Власти перераспределили 8,13 трлн рублей в новой версии документаГосударственная дума приняла проект федерального бюджета России на 2025 г. и плановый период 2026–2027 гг. во втором чтении. За принятие обновленной версии документа проголосовали 330 членов парламента, против выступил только один депутат – член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева (вне фракции), 80 участников заседания воздержались от голосования.
Всего правительство и депутаты внесли 1065 поправок, профильный комитет по бюджету и налогам рекомендовал к принятию 888 из них. Из зарезервированных средств ко второму чтению по основным направлениям в бюджете перераспределили 8,13 трлн руб. «Пожалуй, впервые в истории Государственной думы все вопросы депутатов, которые были поставлены при первом чтении, были решены», – заявил в ходе выступления глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»).
Макаров подчеркнул, что финансирование нацпроектов ко второму чтению увеличено более чем на 500 млрд руб. На соцполитику дополнительно выделено почти 400 млрд руб., по сравнению с прошлым годом ожидаемые расходы увеличены на 14,7%, ожидаемые расходы на здравоохранение выросли на 15,4% за год, на образование – на 9,6%, на культуру – на 11,6%, а запланированные расходы на ЖКХ увеличены за год сразу на 41,6%. Всего на мероприятия по нацпроектам предусматривается более 40 трлн руб. в течение шести лет, финансирование на следующие три года увеличено практически в 2 раза, отмечается в сообщении Минфина.
Ко второму чтению распределили 97,8% межбюджетных трансфертов в пользу регионов, оставшиеся будут поступать на конкурсной основе. Общий объем межрегиональных перераспределений составил около 3 трлн руб., заявил журналистам министр финансов Антон Силуанов.
Отдельно председатель Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание на представленные ко второму чтению обновленные параметры индивидуальных программ развития 10 наиболее экономически депрессивных регионов. Льготы действовали с 2020 до 2024 г., их действие продлят еще на шесть лет – до 2030 г. В число участников программ входят, например, Алтайский край, Республика Алтай, Калмыкия, Марий Эл, Тува, Чувашия, Псковская и Курганская области. Адыгея и Карелия смогли улучшить показатели за первый этап действия субсидии, их место займут Хакасия и Кировская область. Ежегодно каждый из регионов будет получать единую субсидию в размере 1 млрд руб. Методы реализации своих целей за счет единой субсидии регионы будут определять сами, исходя из потребностей граждан. Контролировать исполнение программ будет Счетная палата.
Приоритет расходов
Бюджет «улучшился после первого чтения», заявил журналистам Силуанов. «Поправки правительства были поддержаны. Можно сказать, что бюджет на финишной прямой, третье чтение на следующей неделе (запланировано на 21 ноября. – «Ведомости»). Те задачи, которые были заложены в бюджете, а именно выполнение всех обязательств перед людьми, перед нашими гражданами, обеспечение всех потребностей специальной военной операции, технологическое развитие – все эти задачи нашли поддержку», – отметил он.
Профильный комитет согласовал все поправки, поступившие от кабмина, писали «Ведомости» 13 ноября. Часть из них перераспределяет средства по направлениям «Национальная оборона» и «Обеспечение национальной безопасности», еще часть является консолидацией расходов Минобороны по другим госпрограммам (например, некоторые расходы на выплаты военнослужащим зашиты в направление «Социальная политика», а оказание медицинской помощи – в «Здравоохранение»). Отдельные крупные инициативы касались перераспределения расходов в пользу новых регионов – на строительство многоквартирного жилья и восстановление инфраструктуры. Также в числе поправок дополнительные средства на реализацию проектов по госпрограмме «Развитие транспортной системы», которая включает в себя строительство дорог, высокоскоростной магистрали, развитие авиации. Кроме того, одна из крупных поправок правительства касается продления льготной программы кредитования для аграриев. На возмещение недополученных доходов по кредитам для банков и ВЭБ.РФ направят 100,5 млрд руб. в 2025 г., 131 млрд руб. в 2026 г. и 130 млрд руб. в 2027 г.
Именно на втором чтении происходит распределение расходов по всем направлениям: и в разрезе государственных программ, и в разрезе поддержки регионов по трансфертам, и по функциональному распределению расходов, поясняет директор Центра региональной политики РАНХиГС, глава общественного совета Минфина Владимир Климанов. Все, что закреплено во втором чтении, уже можно считать базовым распределением, затем происходит только распределение ведомственной структуры расходов , т. е. то, какие министерства отвечают за те или иные направления трат. Поэтому подготовка к третьему чтению и меньше по срокам, она носит технический характер.
Межбюджетные трансферты
Состоявшееся заседание было уникальным, потому что никогда ранее столь большие поправки в проект федерального бюджета ко второму чтению не вносились, подчеркивает Климанов. Это связано с тем, что правительство внесло в Госдуму документ без четко оговоренного распределения трансфертов. Речь идет прежде всего о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности – это традиционный механизм, который предоставляет бюджетные средства из федерального бюджета регионам. Они предназначены для формирования доходов региональных бюджетов и не имеют целевой направленности, поясняет Климанов. Но и целевые трансферты в виде субсидий, иных межбюджетных трансфертов с субвенцией также распределялись в рамках второго чтения. «Особенность в том, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности проиндексированы не ниже планируемого уровня инфляции. При этом реальный уровень инфляции будет высоким, а с учетом того, что идет опережающий рост трансфертов для новых регионов, фактически не увеличиваются средства остальным регионам страны», – предупреждает Климанов.
Обычно Минфин всегда выступает за увеличение консолидации целевых трансфертов, но в новом законе о бюджете лишь несколько единых субсидий, например на туризм и на реализацию индивидуальных программ малообеспеченных регионов, отмечает Климанов. Большинство субсидий регионам имеют излишне детализированный характер и это несет риск того, что субъектам не будет хватать средств на другие нужды, считает Климанов: «То есть это сдерживание возможностей регионов по оперативному решению задач, которые могут возникать в том числе в условиях новых вызовов».
Особенности бюджета
Проект бюджета предполагает, что доходы в 2025 г. составят 40,3 трлн руб., в 2026 г. – 41,8 трлн руб., в 2027 г. – 43,2 трлн руб. Расходы в 2025 г. заложены на уровне 41,5 трлн руб., в 2026 г. – 44 трлн руб., а в 2027 г. – 45,9 трлн руб. В 2025 г. дефицит бюджета составит 0,5%, в 2026 г. – 0,9%, в 2027 г. – 1,1%. Ненефтегазовый дефицит будет сокращен, как ожидается, на 2,5 п. п. относительно 2024 г. и составит 5% ВВП в 2027 г.
Изменение ненефтегазового дефицита означает, что разница между ненефтегазовыми доходами и расходами бюджета сократилась, объясняет директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. «Если мы сравниваем 2025 г. с 2024 г., больший вклад в динамику показателя внесут именно доходы – это стало возможно в основном благодаря налоговой реформе, которая принесет дополнительные сборы по налогу на прибыль и НДФЛ», – говорит Куликов. Он отмечает, что планирование расходов федерального бюджета без отступления от бюджетного правила – это тоже возможность, во многом созданная налоговой реформой.
Федеральный бюджет впервые запланирован со столь низким объемом нефтегазовых доходов – это позитивный фактор, что страна уходит от нефтяной иглы в формировании бюджета, но это отчасти вынужденное явление, связанное с сокращением доходов от нефтегазового сектора, считает Климанов. По его словам, опережающий рост доходов в обрабатывающих отраслях, в секторе услуг должен компенсировать поступления, которые ранее обеспечивала нефтяная отрасль.