Шувалов предложил обновить механизмы ГЧП и концессий
Без частного капитала достичь национальных целей не удастсяЗаконодательство о государственно-частном партнерстве требует модернизации, заявил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совфеде. По его мнению, выполнить цели, поставленные в майском указе президента, силами только бюджетной системы, без привлечения частного капитала, не получится. В то же время ВЭБ фиксирует слишком осторожное отношение к механизмам ГЧП и концессий, отметил Шувалов.
«Мы видим многие критические замечания со стороны правоохранительных органов и многих заинтересованных лиц, что по сути частное государственное партнерство, когда оформляется как концессия, концессией не является. Но необходимо все-таки отдавать себе отчет в том, что капиталов через бюджетную систему для удовлетворения потребностей экономики недостаточно», – предостерег председатель ВЭБ.РФ.
Он предложил в том числе упростить приобретение социальных объектов в рассрочку без оформления в виде концессионных соглашений, а также разработать механизмы, когда частный капитал и ресурсы коммерческих банков будут привлекаться к реализации государственной экономической политики.
По словам Шувалова, для отбора проектов, с одной стороны, приоритетных для государства, с другой – представляющих интерес для частных инвесторов, можно было бы использовать опыт применения «Фабрики проектного финансирования» ВЭБа. Этот механизм предполагает кредитование крупных проектов с привлечением консорциума коммерческих банков, а также предоставление им господдержки. Кроме этого, нужно запустить реестр таких государственно-частных проектов, резюмировал Шувалов.
За 2023 г. было заключено 326 соглашений ГЧП общим объемом инвестиций 955 млрд руб., из которых частные инвестиции составили 620 млрд руб., следует из данных Минэкономразвития. В целом по итогам 2023 г. в России действовало 3427 соглашений о реализации ГЧП-проектов на 4,8 трлн руб. общих инвестиций, включая 3,3 трлн руб. частных, говорилось в совместном исследовании Минэкономразвития, Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК) и компании «Технологии Доверия» («ТеДо»). Большинство ГЧП-проектов реализуется в форме концессионных соглашений, говорилось там.
Среди проблем, с которыми сталкиваются участники проектов в сфере ГЧП, эксперты «Ведомостей» ранее называли высокую стоимость заемных средств и необходимость федерального софинансирования в ряде отраслей.
Нередко регионы не хотят использовать механизмы ГЧП, в том числе из-за излишнего внимания со стороны контрольно-надзорных органов, а также достаточно сложных процедур подготовки проектов, отмечал гендиректор Национального центра ГЧП Павел Селезнев.
Заключать такого рода соглашения стало сложнее именно из-за опасения регионов выделять средства из бюджета, соглашалась с ним управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. Эксперт также обращала внимание на то, что уменьшилось количество частных инвесторов, в том числе из-за ухода из России иностранных компаний.
В список крупнейших проектов, которые власти собираются реализовать в ближайшее десятилетие в том числе с привлечением частных инвесторов, входят, например, такие инициативы, как транспортные коридоры Север – Юг, Джубга – Сочи, Северный морской путь, Юго-Западная хорда, Восточный полигон на общую сумму свыше 5,6 трлн руб., писали ранее «Ведомости» со ссылкой на данные обзора «ВТБ инфраструктурного холдинга» (входит в группу ВТБ). Планируется также запуск двух из пяти частей сети высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) – полностью ВСМ Москва – Санкт-Петербург и участки будущей ВСМ-2 Москва – Екатеринбург. Общая сумма вложений в сеть ВСМ оценивается в 10,8 трлн руб. Среди инфраструктурных проектов также числятся строительство 40 кампусов вузов в российских городах с общей суммой инвестиций 1,1–1,2 трлн руб., разработка российского производства беспилотной авиации – 500 млрд руб., создание центра обработки данных – 1,6 трлн руб., цифровизация городов – 200–600 млрд руб., создание 10 всесезонных федеральных курортов – 1,8–2 трлн руб., увеличение мощности возобновляемых источников энергии и доведение доли электромобилей до 25% от всего автотранспорта – 1,1 трлн руб.