Госдума во втором чтении проголосовала за поправки в Налоговый кодекс

Депутаты настаивали на своих предложениях, но в целом нововведениям никто не воспротивился
Пресс-служба Госдумы

Налоговый законопроект прошел второе чтение в Госдуме: депутаты отдали 408 голосов «за», один воздержался. Из 225 поправок, разработанных ведомствами и депутатами, было одобрено 78 – их рекомендовал к принятию комитет по бюджету и налогам. Предложения, которые уже на заседании пытались отстоять представители фракций меньшинства, выносились на отдельное голосование, но были отклонены по рекомендации профильного комитета. Окончательное, третье, чтение спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил провести в среду в самом начале заседания. Таким образом, процесс рассмотрения и принятия законопроекта продолжался чуть больше месяца (правительство внесло документ в Госдуму 3 июня).

Ко второму чтению в законопроекте появились следующие дополнения: введение туристического налога (от 100 руб. в сутки для занимаемого номера), повышение некоторых госпошлин в несколько раз (например, за развод, смену имени и регистрацию собственности), индексация акцизов на алкоголь и табак, корректировка налога на добычу полезных ископаемых, уточнение положений об амнистии за дробление бизнеса и правил предоставления федерального инвестиционного вычета. К параметрам пятиступенчатой шкалы НДФЛ в Госдуме тоже вернулись – учли поручение президента освободить от повышенного налога надбавки к зарплате, которые получают жители Крайнего Севера. Эти поправки активно обсуждались на комитете по бюджету и налогам.

Все попытки депутатов пересмотреть предложенную правительством прогрессивную шкалу НДФЛ – а такие предпринимали депутаты всех фракций меньшинства (КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР) – раз за разом встречали сопротивление председателя профильного комитета Андрея Макарова, который отстаивал у трибуны пул из 78 поправок и аргументировал недостатки всех остальных предложений: «Можно я не буду повторяться? Я уже много раз говорил о том, почему принята именно эта прогрессия <...> Можно продолжать соревнование дальше, но вряд ли это целесообразно».

Точно так же были отклонены и другие поправки: распространение шкалы НДФЛ на доходы от дивидендов, инвествычет обрабатывающим компаниям на всю сумму налога на прибыль, которая зачисляется в федеральный бюджет, сохранение на прежнем уровне ставки налога на прибыль, возвращение регионам 1 п. п. налога на прибыль местных предприятий и более строгое повышение налога на дорогую недвижимость. Замминистра финансов Алексей Сазанов ранее объяснял, что многие из предложенных мер приведут к разбалансировке бюджетов регионов, выпадающим доходам федерального бюджета, а также к снижению конкурентоспособности российской налоговой системы.

Что изменится

Во втором чтении депутаты утвердили пятиступенчатую шкалу ставок НДФЛ, предложенную правительством в первом чтении:

  • для доходов до 2,4 млн руб. ставка налога составит 13%;

  • от 2,4 млн до 5 млн руб. – 15%;

  • от 5 млн до 20 млн руб. – 18%;

  • от 20 млн до 50 млн руб. – 20%;

  • свыше 50 млн руб. – 22%.

Повышенная ставка будет взиматься с той части дохода, которая превышает обозначенный порог. По оценке правительства, изменения коснутся 3% трудоспособного населения страны, т. е. около 2,5 млн человек.

Без изменений к окончательному утверждению подходит и налог на прибыль, ставку которого планируют поднять до 25% вместо нынешних 20%, а также уточнения, согласно которым НДС вводится для плательщиков налога по упрощенной системе (УСН) с доходами от 60 млн руб. Сами пороги УСН по выручке предлагается расширить с 250 млн до 450 млн руб. в год.

Минфин ожидает от налоговых изменений дополнительных доходов бюджета в размере 2,6 трлн руб. в следующем году. При этом больше всего казне принесет повышение налога на прибыль (1,6 трлн руб.). Введение прогрессивной шкалы НДФЛ даст в бюджет около 533 млрд руб. Изменения в системе УСН добавят 473 млрд руб. в федеральный бюджет и 258 млрд руб. – в региональные.

Во втором чтении также рассматривался законопроект о ежегодной семейной выплате гражданам, имеющим двух и более детей. Здесь Макаров из 32 поправок рекомендовал 21, которая в итоге и была принята. Предполагается, что на выплату смогут претендовать семьи, в которых среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума в регионе. Меру поддержки распространят на родителей, усыновителей и опекунов детей до 18 лет. Таким образом, малообеспеченные семьи с двумя и более детьми смогут получить возврат уплаченного НДФЛ в размере 7 п. п. из 13% при выполнении критериев нуждаемости. Окончательное рассмотрение законопроекта также запланировали на среду, следом после утверждения поправок в НК.

Одновременно депутаты одобрили во втором чтении «бюджетный пакет», который сопровождает налоговые изменения. Как отметил Макаров, наиболее важная поправка в этом проекте – списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам, что поручил сделать президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Как проходило обсуждение

Оперативность принятия решений по поправкам можно считать новацией, говорит директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Основную часть предложений, успешно прошедших второе чтение, внесло правительство, обратил внимание экономист. Климанов замечает, что базовая конструкция – с многоступенчатым НДФЛ и налогом на прибыль – «изначально уже была утвержденной». Дискуссии же в основном велись вокруг менее масштабных поправок.

Кабмин и Госдума выбрали сложный сценарий, по которому придется следовать предпринимателям, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова. И если крупному бизнесу предложили еще более-менее уравновешенную позицию, то среднему, малому и микробизнесу, по ее словам, будет сложнее.

Повышение порога, в рамках которого можно оставаться на УСН, нивелируется необходимостью платить НДС, полагает Дыбова. Изменение параметров УСН в части обязанности платить НДС бизнесу с доходами выше 60 млн руб. в год – это серьезный вызов, продолжает Дыбова. Это увеличит издержки бизнеса на бухгалтерию из-за необходимости учета нового налога. После преодоления планки дохода специалисты необходимы, потому что слишком велика цена ошибки – каждая неверная цифра приведет к дополнительным платежам, добавляет она. По словам Дыбовой, государству следует предусмотреть дополнительные меры по выводу из тени сферы услуг.

Заслуживают внимания меры, связанные с возмещением по НДФЛ, замечает Климанов. Среди них – неприкосновенность надбавок жителям Крайнего Севера и меры поддержки малообеспеченных семей с детьми. По словам экономиста, это указывает на то, что прогрессивную шкалу власти сразу же решили уравновесить вычетами. Снижение ставки налога на прибыль IT-компаний до 5% тоже можно отнести в копилку позитивных решений, напомнил эксперт.