Кабмин предложил облагать турналогом стоимость проживания в отелях
Ставка налога будет расти постепенно в течение четырех летПравительство предлагает облагать туристическим налогом стоимость услуги по проживанию в гостиницах и других средствах размещения. Такое положение содержат поправки, подготовленные кабмином ко второму чтению масштабной налоговой реформы. Согласно предложенному механизму, вводить налог смогут по своему желанию органы власти муниципалитетов. При этом ставка фиксируется в налоговом кодексе (НК), менять ее на местах можно будет лишь в сторону понижения – путем ввода специальных льгот. Об внесении таких поправок сообщил Минфин – их детали ведомство приводит в пресс-релизе.
Расти ставка будет постепенно. В 2025 г. она составит 1%, далее в течение четырех лет она будет увеличиваться на процент в год и к 2029 г. составит уже 5%, следует из поправок. Кроме того, муниципалитеты получат право дифференцировать ставку в зависимости от сезонности и категории средства размещения. Рассчитываться она будет как доля от стоимости проживания, начислять ее средство размещения будет сразу – в момент расчета со своим гостем. Кроме того, законом установлена минимальная сумма налога, которую необходимо уплатить независимо от стоимости проживания: она рассчитывается путем умножения количества суток проживания на 100 руб. Платить турналог необходимо будет каждый квартал.
Ранее свои предложения по параметрам турналога представил Минфин. Министерство предлагало облагать налогом не стоимость проживания в средствах размещения, а их номерной фонд. Базовая поквартальная ставка на один номер предлагалась в размере 6000 руб. При этом предусматривалось право на ее уменьшение региональными властями не более чем в 10 раз и увеличение не более чем в два раза. Кроме того, Минфин предлагал признать налогоплательщиками только компании и ИП, которые владеют гостиницами, и внести их в специальный перечень.
Налогоплательщиками, согласно документу, признаются организации и физические лица, которые оказывают услуги «по предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения». Таким образом, под действие нормы могут попасть и граждане, которые сдают принадлежащее им жилье во временный наем для туристических целей. Налог не будут брать за проживание целого ряда льготных категорий граждан, среди которых участники Великой Отечественной войны и спецоперации, Герои СССР и России, инвалиды различных групп и категорий.
Введение туристического налога – одна из мер, которая позволит регионам и муниципалитетам получить больше финансовой самостоятельности, говорил министр финансов Антон Силуанов, выступая на парламентских слушаниях по изменению налоговой системы. В результате донастройки налоговой системы субъекты получат дополнительные финансовые ресурсы на реализацию национальных проектов, сказал он тогда.
Из сбора в налог
О планах властей заменить курортный сбор туристическим налогом «Ведомости» писали 12 апреля. Эксперимент по взиманию курортного сбора стартовал в 2018 г. Средства собираются с туристов, направляются в региональный бюджет и затем перераспределяются между муниципалитетами. Изначально сбор действовал в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях и должен был завершиться 1 января 2023 г. Позже Крым отказался от участия в эксперименте, а сам он был продлен еще на два года и расширен: в него вошли также Санкт-Петербург (фактически курортный сбор взимается с 1 апреля 2024 г.) и федеральная территория «Сириус». С мая 2018 г. по 31 декабря 2023 г. поступления от курортного сбора в региональные бюджеты четырех пилотных субъектов достигли свыше 4 млрд руб., сообщал «Ведомостям» представитель Минэка. По его словам, эти средства были потрачены на проектирование, строительство, реконструкцию и благоустройство более 100 объектов курортной инфраструктуры.
Механизм взимания туристического налога в текущей редакции изменений в НК, к сожалению, не стал проще и понятнее, полагает замдиректора практики стратегического и операционного консалтинга Kept Юлия Черепович. «По сути, это курортный сбор в новой форме, когда объект налогообложения сместился в сторону организаций и физлиц, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения. Но если курортный сбор не включается в стоимость проживания, а оплачивается туристом отдельно, то туристический налог будет выделен отдельной строкой в расчетных документах и оплачен туристом, если он не предоставит соответствующие документы, дающие право на льготу по налогу», – говорит она. По мнению Черепович, это увеличит бумажный документооборот для гостиниц, которые останутся операторами по взиманию налога и будут нести ответственность за правильность его расчета и своевременность уплаты в бюджет.
Кроме того, по ее мнению, последовательность налоговых изменений для туристической отрасли выглядит необычно: в 2022 г. введена льгота в виде 0% НДС для профильных гостиничных услуг, с сентября 2024 г. нулевая ставка будет применяться и для ряда сопутствующих услуг, а с 2025 г. появляется новый дополнительный налог. Взимание налога со стоимости проживания туристов повысит нагрузку на классифицированные гостиницы, считает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский. По данным реестра Минэкономразвития, в России сегодня насчитывается 25 871 легальная гостиница. «Мы понимаем, что в конечном итоге эта нагрузка будет переложена на плечи туристов и стоимость проживания для них увеличится. Мы также должны понимать, что увеличение стоимости путешествий уменьшит привлекательность легальных гостиниц в глазах туристов и негативно скажется на внутреннем туризме в целом», – говорит Уманский.
Если бы туристический налог в данной редакции был введен в 2023 г. с учетом минимальной указанной ставки в 100 руб. за сутки пребывания с 358 млн ночевок по стране, то отрасль понесла бы дополнительную нагрузку в размере 36 млрд руб., подсчитали в РСТ. Другими словами, фискальная нагрузка на легальные средства размещения выросла бы на 50%, говорит он.