Власти и бизнес договорились о фронтальном развитии экономики

Путин и предприниматели на съезде РСПП обменялись обещаниями
Бизнес и власти обменялись обещаниями и начали строить планы на долгий срок/ Александр Казаков / РИА Новости

Судя по атмосфере, которая царила на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), «индекс» настроений крупного бизнеса заметно улучшился за прошедший год. Встреча вновь проходила в Московском международном доме музыки (ММДМ). Видные российские бизнесмены, как и год назад, неохотно общались с прессой, но в целом чувствовали себя гораздо более расслабленно – улыбались, шутили, тогда как в 2023 г. реагировали на вопросы журналистов порой агрессивно. «У нас все будет хорошо», – заявил «Ведомостям» один из представителей отрасли удобрений на вопрос о курсе рубля. А когда в ложу для VIP-участников вошел опоздавший министр и пожаловался на занятое кресло, один из его соседей шутливо напомнил, что «после инаугурации будет понятно, кто на чье место сел» (по протоколу правительство уходит в отставку сразу после официального вступления избранного президента в должность. – «Ведомости»).

«В отечественной экономике укрепляются позитивные тенденции <...> набрана хорошая, сильная динамика, что заметно и по состоянию рынка труда», – начал президент России Владимир Путин свой доклад. Его речь также демонстрировала другой по сравнению с прошлогодним выступлением настрой. В 2023 г. Путин много говорил о преодолении беспрецедентных санкций и дал бизнесу понять, как будет меняться политика в новой реальности. «<...> ответственный российский предприниматель – это настоящий гражданин России, своей страны, гражданин, который понимает и действует в ее интересах, не прячет активы в офшорах», – подчеркивал президент год назад. В этот раз о былом не вспоминали. Слово «санкции» было произнесено считанное количество раз и только в прикладном, а не идеологическом контексте.

Картина будущего, разворачивающаяся перед бизнесом, также стала более понятной и гораздо менее мрачной, чем изначально представлялось, если судить по выступлению президента РСПП Александра Шохина. Он модерировал разговор бизнеса и Путина. Иллюзии о том, что отношения с Западом наладятся, полностью развеялись. В то же время бизнесмены увидели, что устойчивость экономики в 2022 и 2023 гг. оказалась не случайностью: развитие действительно набирает ход. «<...> вызовов достаточно много, и нет оснований полагать, что <...> санкционное давление, различного рода ограничения будут ослабевать», – отметил Шохин. В то же время бизнес рад, что власти перешли к планированию на долгий срок, оговорился он: «Мы понимаем, что сейчас идет напряженная работа по формированию не только повестки на предстоящие шесть лет, но и конкретных механизмов, инструментов. <...> Для бизнеса это очень важно, поскольку он планирует свою деятельность как раз с учетом инвестиционного цикла, а это 5–7 и даже более лет».

Четыре обещания бизнесу

Президент подчеркнул, что государству совместно с бизнесом предстоит масштабная перестройка экономики: «Речь идет о широком, фронтальном развитии экономики и социальной сферы, о создании в России фактически новых отраслей и направлений промышленности, сферы услуг и так далее». В марте прошлого года он анонсировал, что российская экономика только обретает «принципиально иное качество» и начинает развиваться по новой модели. На этот раз Путин напомнил, что власти и бизнес занимаются уже развертыванием новой модели экономического роста. Государство будет и дальше поддерживать бизнес, пообещал президент. 

Он объявил о четырех направлениях поддержки и совместной работы с предпринимателями. 

Первое – это предсказуемость условий для ведения и развития бизнеса. Президент остановился на этом направлении наиболее подробно. По его словам, такая работа включает три ключевые составляющие: предсказуемость бюджетных инвестиций, налоговой нагрузки и сохранности активов в руках добросовестного бизнеса. Путин сообщил, что власти перешли на планирование расходов бюджета на шесть лет, что позволит компаниям более взвешенно выстраивать собственные стратегии, особенно тем, кто занят в секторе госзаказа. Власти и бизнес сейчас обсуждают донастройку налоговой системы в более справедливом ключе, напомнил президент. Но при этом «обновленные налоговые условия нужно зафиксировать на длительный срок», подчеркнул президент. 

Участники съезда

После санкций 2022 г. большая часть крупнейших российских бизнесменов вышла из состава акционеров своих компаний и покинула бюро и другие органы правления РСПП. Предприниматели настойчиво просят не ассоциировать их с бизнесом, которым они владели раньше. На съезд они, конечно, прибывают, но в нейтральных статусах, чаще всего без атрибуции какому-то конкретному роду деятельности. Мероприятие в 2024 г. посетили Алексей Мордашов, Виктор Рашников, Дмитрий Мазепин, Андрей Мельниченко, Владимир Рашевский, Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Григорий Березкин, Андрей Гурьев, Дмитрий Пумпянский, Роман Троценко, Игорь Зюзин, а также руководители крупных госкомпаний: Андрей Костин (ВТБ), Олег Белозеров (РЖД), Александр Дюков («Газпром нефть»), Максим Соколов («АвтоВАЗ») и др. 

Еще одна составляющая, которая позволит бизнесу более уверенно выстраивать стратегию, – это защита от национализации. Путин впервые довольно четко сформулировал критерии, когда частные предприятия могут быть принудительно возвращены в собственность государства. Это может произойти только в случаях, когда политика владельцев бизнеса угрожает безопасности страны. Отсылки на незаконность приватизации в 1990-е гг. неуместны, считает Путин. Если предприятие переходило в частные руки с нарушениями, в этом виновато правительство той поры, не следует сейчас преследовать за это бизнес. Впрочем, «[претензии неуместны] особенно к тем, кто нормально, успешно работает, решает социальные вопросы, помогает обеспечивать национальную безопасность», оговорился президент. 

Следующее направление, о котором сказал президент, – это дебюрократизация бизнес-среды. Путин напомнил, что власти уже провели процедуру так называемой регуляторной гильотины и заменили тысячи устаревших требований на более современные. Но сейчас правительство готовит новый этап расчистки нормативной базы. Скоро будет сформулирован модернизированный механизм «регуляторной гильотины», пообещал Путин. 

Третий и четвертый блоки касались совместной работы над модернизацией экономики. «В предстоящие шесть лет нам нужно кардинально, на десятки процентов, увеличить объем промышленного производства», – заявил президент. Власти и бизнесу предстоит создать новые инновационные предприятия по всей стране. Для этого, с одной стороны, бизнесу будет оказана господдержка из бюджета. С другой – для создания современной экономики потребуются кадры – государство в связке с бизнесом будет организовывать их подготовку на всех уровнях: от школ до вузов. Это уже делается, например, в рамках системы профориентации, федеральной программы «Профессионалитет», напомнил Путин. 

Повестка бизнеса в целом совпала с тем, что говорил президент. Шохин в своем докладе перечислил вопросы, которые волнуют компании прежде всего, и в целом они оказались аналогичны темам из выступления Путина: фискальная предсказуемость, защита от национализации, совместные инвестиции, кадры и т. д.

Отдельные предприниматели фокусировались на более узких темах. Более того, впервые от крупного российского бизнеса звучали призывы более активно отвечать на санкции для защиты собственных интересов. Например, председатель совета директоров транспортной группы Fesco Андрей Северилов обратил внимание, что российским судам запрещен вход в западные порты, тогда так в России такое ограничение отсутствует. «MSC, это швейцарский международный морской оператор, он начинает активно работать на российском рынке. Нам вход за рубеж, в западные рынки запрещен, а мы позволяем работать швейцарской компании в России. Мы считаем, что это некорректно», – заявил Северилов. 

Первый вице-премьер Андрей Белоусов, которого Путин попросил прокомментировать этот вопрос, с бизнесменом согласился.

Председатель комитета по инвестициям РСПП Игорь Вдовин пожаловался на высокую ключевую ставку. Путин заверил, что снижение будет. Зал зааплодировал. Президент попросил не считать аплодисменты давлением на Центральный банк. Аплодисменты перешли в овации.

Восполнение дефицита общения

И у государства, и у бизнеса начался новый этап стратегирования, считает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. У государства он обусловлен наступлением нового политического цикла на фоне переизбрания президента и смены правительства. Новые стратегические цели будут обозначены после инаугурации президента в отдельных указах, ожидает эксперт.

У бизнеса же переход на новый этап связан с тем, что шоковое состояние бизнеса, наблюдавшееся в 2022–2023 гг., сменяется попыткой формирования более долгосрочных планов. «Предприниматели осознали, что мир не будет прежним, и начали планировать долгосрочные бизнес-процессы, исходя из новых условий. Например, компаниям стало ясно, санкции в обозримом будущем сняты не будут и придется самим решать проблему с заменой импортного оборудования и выхода на новые рынки сбыта», – отметил Климанов.

К 2030 г. ключевой задачей будет «суверенизация нашей промышленности» – освоение технологий и обеспечение себя критическим сырьем, материалами и комплектующими, заявил вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, также выступавший на съезде. Он подчеркнул, что нельзя повторять практику, «когда целые секторы экономики покупали импортную продукцию, зачастую привлекая иностранных лицензиаров».

В этих условиях бизнес особенно четко высказывает запрос на стабильность, заявил Климанов. Планирование теперь имеет иной характер, так как появилось гораздо больше рисковых сценариев, «черных лебедей», которых нужно учитывать.

При этом в последние годы у бизнеса сформировался дефицит взаимодействия с органами власти – их отношения перешли в «дистанционно отрешенный» формат, считает Климанов. Поэтому предприниматели хотят вместе с правительством определить более четкие направления развития, констатирует эксперт.

Новым фокусом развития экономики в ближайшие годы будет внутренний спрос – об этом, в частности, говорит обновленный прогноз Минэка, обратил внимание директор ИНП РАН Александр Широв. Для его удовлетворения нужны инвестиции, а для принятия инвестиционных решений бизнесу необходима стабильность, в том числе неизменность параметров налогообложения, подтвердил он.

В обмен на эти гарантии предприниматели готовы согласиться на более жесткие уровни налоговой нагрузки, отметил Широв. Здесь им удалось прийти к консенсусу с правительством: введение инвестиционных вычетов при росте налога на прибыль – уже решенный вопрос, уверен эксперт. «Вопрос только в их [вычетов] конфигурации – это сейчас обсуждается», – добавил он. После инаугурации президент может выйти с конкретными инициативами, ожидает Широв.

Министр финансов Антон Силуанов на съезде сообщил, что правительство готово обсуждать с бизнесом детали налоговой донастройки в середине мая. Контуры новой налоговой системы будут также включать в себя равные условия ведения хозяйственной деятельности за счет борьбы с «лазейками» для ухода от налогов, отметил Силуанов. Перекоса в уровнях нагрузки от компании к компании не должно быть, добавил министр.