Власти собираются заменить курортный сбор туристическим налогом

Законопроект о его распространении на всю страну и передаче в ФНС внесут весной
Как пилотный проект курортный сбор доказал свою эффективность, уверены в Минэке. Минфин с этой позицией не согласен. Там считают администрирование сбора гостиницами непрозрачным
Как пилотный проект курортный сбор доказал свою эффективность, уверены в Минэке. Минфин с этой позицией не согласен. Там считают администрирование сбора гостиницами непрозрачным / Дмитрий Феоктистов / ТАСС

В правительстве собираются трансформировать курортный сбор в туристический налог. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с обсуждением вопроса. Информацию подтвердили два собеседника, близких к правительству. Фактически речь идет о передаче администрирования от коллективных средств размещения (КСР; отелей, гостевых домов и т. д.) в ФНС. По словам источников, внести законопроект в Госдуму планируется уже этой весной – до окончания эксперимента по взиманию курортного сбора в четырех пилотных регионах (должен завершиться 1 января 2025 г.).

Пока идет дискуссия о том, какой должна быть концепция налога, в частности что считать налоговой базой, говорят собеседники. Ее ключевые участники – Минэк и Минфин. Основной на данный момент вариант – это налогообложение стоимости размещения. Два источника говорят, что фигурирует ставка в размере 3% от цены проживания. При этом предполагается, что покупатель услуги будет видеть наценку – в счете от гостиницы, в стоимости проживания, которая публикуется на туристических агрегаторах, и т. д.

Другая концепция – это использование площади КСР, например их номерного фонда, в качестве налоговой базы.

Налог будет распространен на всю страну, но у регионов будет право его вводить или отказаться. Собранные средства так же, как и сейчас, планируется направлять на строительство туристической инфраструктуры.

Сейчас прорабатываются различные варианты взимания платежа (иного аналогичного платежа) после завершения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в пилотных регионах, подтвердил «Ведомостям» представитель Минфина, отметив при этом, что окончательное решение еще не принято. Идея распространить курортный сбор на все регионы страны публично обсуждалась еще в 2023 г. Тогда президент России Владимир Путин дал поручение правительству проработать соответствующие изменения в законодательство по итогам совещания по вопросу развития туристической отрасли в Северо-Кавказском федеральном округе 28 июня прошлого года, следует из перечня поручений, опубликованного на сайте Кремля.

Результаты эксперимента

Проект по взиманию курортного сбора стартовал в 2018 г. Все собранные с туристов средства направляются в региональный бюджет и затем перераспределяются между муниципалитетами. Изначально сбор действовал в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае и должен был завершиться 1 января 2023 г.

Крым отказался от участия в эксперименте в начале 2022 г. В конце 2022 г. проект был продлен еще на два года и расширен: в него вошли также Санкт-Петербург (фактически курортный сбор взимается с 1 апреля 2024 г.) и федеральная территория «Сириус».

С мая 2018 г. по 31 декабря 2023 г. поступления от курортного сбора в региональные бюджеты четырех пилотных субъектов составили свыше 4 млрд руб., сообщил «Ведомостям» представитель Минэка. По его словам, эти средства были потрачены на проектирование, строительство, реконструкцию и благоустройство более 100 объектов курортной инфраструктуры. Как пилотный проект в регионах с высоким туристическим потоком курортный сбор доказал свою эффективность, резюмирует представитель министерства.

За 2023 г. в фонд развития курортной инфраструктуры Краснодарского края поступило 740 млн руб. доходов от этого сбора, что на 22% больше прогнозируемой суммы, рассказал «Ведомостям» заместитель губернатора Краснодарского края Александр Руппель. В Ставропольском крае за пять лет действия эксперимента было собрано около 1,8 млрд руб., сообщил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. По итогам этого года власти края планируют потратить на туристическую инфраструктуру региона 800 млн руб., отметил Владимиров.

Целесообразность курортного сбора в его действующем виде ставилась правительством под сомнение, писали «Ведомости» в июле 2023 г. Тогда его оценивали как малоэффективный инструмент и с точки зрения администрирования, и с точки зрения прозрачности, так как туристы могут без последствий уклоняться от его уплаты.

«Ведомости» отправили запросы в ФНС, а также в правительства Санкт-Петербурга и Алтайского края.

Нужно ли масштабировать

Существующий сегодня механизм администрирования курортного сбора довольно сложный и вызывает сомнения в своей целесообразности, полагает замдиректора практики стратегического и операционного консалтинга Kept Юлия Черепович. Средства от операторов (ими выступают КСР. – «Ведомости») попадают в фонд развития курортной инфраструктуры, а затем через межбюджетные трансферты непосредственно в бюджеты муниципалитетов, поясняет она. Передача администрирования в ФНС только усложнит процесс и не принесет необходимых результатов, полагает Черепович. Это потребует пересмотра подхода к порядку уплаты данного сбора (включая введение санкций в случае его неуплаты), а также изменения роли КСР с операторов на плательщиков, что повлечет дополнительную налоговую нагрузку на отели и возможный рост услуг, считает она.

В России уже была неудачная практика взимания курортного сбора, напоминает президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. При этом в начале -2000-х гг. по предложению ФНС он был отменен, так как расходы на администрирование превышали сумму поступлений.

Курортный сбор – эффективный инструмент для развития туристической инфраструктуры, так как позволяет решать те задачи, на которые средства обычно выделяются в последнюю очередь, полагает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. По его словам, это сегодня единственная возможность для муниципалитетов расходовать средства на обустройство, отмечает он. Обычно бюджетные средства выделяются на другие, более оперативные и важные, направления, например на расселение аварийного жилья, поясняет Волков. По словам эксперта, механизм в текущем виде не может быть распространен на всю страну, пока не будет преобразован в налог, включен в стоимость проживания, а его взимание не будет автоматизировано.

Масштабирование курортного сбора – это избыточная мера, так как решить задачу по восстановлению и развитию курортной инфраструктуры можно за счет перераспределения текущих налоговых поступлений от КСР, считает руководитель центра стратегических разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян. По его словам, в бюджет муниципалитетов попадает от 0,5 до 0,7% от всей суммы налогов, которые КСР платят в бюджетную систему. «Проблема не в том, что платится мало налогов, а в том, что эти средства уходят не туда, где есть потребность в их распределении для компенсации антропогенной нагрузки», – говорит Еремян. Кроме того, масштабирование сбора и его трансформация в налог не дадут нужных результатов, пока регионы не начнут пресекать использование частного сектора для краткосрочной аренды, уверен он. Такие услуги не облагаются налогом, а значит, имеют конкурентное преимущество перед КСР. По его мнению, дискуссия о туристической отрасли, ее регулировании и источниках инвестиций развивается в неправильном направлении. «Вместо того чтобы снижать фискальную нагрузку и перераспределять ее в пользу муниципалитетов, мы дополняем ее еще одним видом налогов. При этом, по сводным данным Росстата и ФНС, введение нулевой ставки НДС не привело к общему снижению нагрузки на КСР – она распределилась на другие виды налогов и выросшую зарплату», – добавил Еремян. Можно сравнить доходы КСР с азартными играми, которые во многих странах являются частью туристической индустрии. В России выручка только букмекеров за прошлый год на 40% превысила доходы всех КСР, куда входит 1,1 млн номеров (1,2 трлн против 800 млрд руб. в 2023 г., по данным Единого регулятора азартных игр и Росстата). Разница в прибыли еще более ощутимая, продолжил он. Fonbet заработал 60 млрд руб. в 2023 г. – это почти в 5 раз больше, чем прибыль всех КСР за этот год.

Отельеры едва ли поддержат идею распространения сбора на всю страну, считает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Покупательная способность населения на данный момент не позволяет дополнительно повышать стоимость номеров, говорит он. Основные претензии отельеров вызывали высокая стоимость и сложность администрирования сбора: для его взимания необходимо нанимать дополнительных сотрудников и вести отдельный учет, добавляет основатель Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич.

Включение сбора в стоимость проживания снизит административную нагрузку на КСР, считает сопредседатель и руководитель Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья по СЗФО Алена Енова. При этом такая надбавка будет дополнительно облагаться налогом (так как войдет в расчет налоговой базы), еще 1–2% будет стоить эквайринг – это крупные суммы для бизнеса любого масштаба, говорит она.