Джо Байден может наказать китайское судостроение
Этого требуют перед выборами профсоюзыПрезидент США Джо Байден пообещал рассмотреть жалобу группы из пяти американских профсоюзов на действия китайского правительства. Об этом он сообщил на своей странице в социальной сети X (бывший Twitter) 13 марта. «Мы всегда будем выступать против несправедливых практик Китая. И до тех пор, пока я президент, я буду бороться за американских рабочих», – заявил Байден.
В петиции, которую юристы профсоюзов подали в департамент торгпреда США 12 марта, они просят принять меры в отношении «незаконных» китайских практик по «доминированию в судостроительном секторе и ограничению» американской торговли. Такими практиками названы законы, якобы благоприятствующие судостроителям КНР и поощряющие выделение им субсидий. Стремление правительства Китая доминировать на мировом рынке судостроения, мореходства и логистики обеспечивается нерыночными инструментами, «более агрессивными, чем у любой другой страны», говорится в петиции. В документе подчеркивается заинтересованность профсоюзов в укреплении судостроения США, что, по мнению авторов, невозможно без мер против китайского правительства. Заявители аргументируют необходимость применения ограничительных мер в отношении Китая упадком американского судостроения: за последние 50 лет количество верфей, занимающихся сооружением, ремонтом и прочим обслуживанием судов, уменьшилось на 70%.
Трудно сказать, насколько применение ограничительных мер поможет американским судостроителям, так как это может ударить и по самим США, объясняет главный научный сотрудник отдела экономических исследований Института США и Канады РАН Ольга Солдатенкова. «Например, тарифы Дональда Трампа на сталь и алюминий привели к ответным мерам со стороны других стран, что нанесло ущерб американским предприятиям, которые экспортировали продукцию в эти страны», – подчеркнул эксперт. Она также отметила, что само расследование в отношении Китая может продлиться год и больше.
Солдатенкова также подчеркнула, что дополнительной мотивацией для Байдена и его администрации начать расследование по просьбе профсоюзов может быть приближение президентских выборов. Поддержка профсоюзов, в частности, позволяет кандидатам в президенты увеличить свою популярность среди граждан из среднего класса и рабочих, которые остаются весомой частью американского электората.
Согласно данным Clarkson Research, более 90% мирового портфеля заказов на суда по дедвейту в 2022 г. приходилось на три страны – Китай (47%), Южную Корею (29%) и Японию (15%). Для сравнения: на долю России тогда приходилось 0,45% мирового рынка коммерческого судостроения, а на США – 0,13%. По данным агентства «Синьхуа», в 2023 г. в Китае завершили строительство судов суммарной грузоподъемностью свыше 42 млн т, что на 12% превышает показатели 2022 г. При этом новых заказов было принято на 56% больше – на общую грузоподъемность 71 млн т. На мировом рынке экологически чистых судов доля заказов в Китае составила в 2023 г. 57%.
По трем показателям – количеству сданных судов, новых заказов и выполняемых заказов – Китайская государственная судостроительная корпорация (China State Shipbuilding Corporation, CSSC) заняла в 2023 г. 1-е место в мире. Ответственный секретарь Китайской ассоциации судостроительной промышленности Ли Яньцин считает, что такая статистика говорит о подъеме китайского судостроения, что можно назвать успехом для всей промышленности страны. При этом, по его словам, более 70% новых заказов поступает в Китай из зарубежных стран. Более того, как писала газета Global Times, в 2023 г. Китай смог обогнать Грецию, занимавшую десятилетие лидирующую позицию в качестве крупнейшего в мире владельца морского флота по показателю валовой вместимости.
Британская газета The Times в июле 2023 г. со ссылкой на данные разведки США писала, что судостроительные мощности Китая в 230 раз превышают американские. Там утверждалось, у него достаточно мощностей для постройки судов общим водоизмещением 23,25 млн т (у США – менее 100 000 т). В той публикации делался акцент на военном преимуществе, которое благодаря этому Пекин может получить к 2035 г., когда военно-морской флот (ВМФ) Народно-освободительной армии Китая может иметь в своем составе 475 боевых кораблей (на 120 больше, чем в 2023 г.). При этом уже в начале 2020-х гг. Китай располагал численно крупнейшим в мире ВМФ с 355 кораблями и подводными лодками, в то время как у ВМС США число боевых судов достигает 296 единиц.
На рынке судостроения КНР есть как государственные, так и частные компании. При этом в последние годы в Китае прослеживается тенденция к объединению судостроительных компаний. Так, крупнейшая из них, CSSС, которая сейчас выполняет более 20% всех заказов в мире, в 2019 г. пережила слияние с China Shipbuilding Industry Company. Объединенная компания на тот момент имела суммарные активы в $112,3 млрд и 310 000 сотрудников. Мировой лидер в секторе навалочных грузов – конгломерат COSCO в 2016 г. пережил аналогичное слияние с China Shipping Group.
Среди мер государственной поддержки отрасли в КНР эксперты выделяют прямые производственные и инвестиционные субсидии. Помимо этого госкомпании в КНР имеют доступ к льготному финансированию (указывалось, что они платят по долгам по ставке в среднем на 0,5% ниже по сравнению с частными компаниями) и дополнительным возможностям по реструктуризации долга. Среди других мер поддержки отечественного судостроения в Китае – создание благоприятного правового режима для компаний отрасли и отлаженные схемы по утилизации судов до истечения установленного срока службы и строительству более технологичных.
Американцы практически потеряли свою отрасль коммерческого судостроения, так как в 1970-х гг. был сделан вывод об отсутствии необходимости ее господдержки из-за особенностей противостояния с СССР, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Развитие китайской отрасли коммерческого судостроения постепенно шло с 1980-х гг. из-за большого экспортного потенциала, и сейчас китайцы строят и технически сложные суда, вроде ледоколов и газовозов. А затем, отталкиваясь от этой базы, КНР сместил часть производственных мощностей на военное направление, и темпы строительства военного флота оказались недостижимыми для американцев. Под понятие субсидий КНР можно подвести и меры по стимулированию инновационной активности, добавляет эксперт.
Истинный смысл действий, о которых сейчас говорят в США, – не защита несуществующей, по сути, местной отрасли гражданского судостроения, а закрытие рынка для китайцев, что принесет выгоду Южной Корее и Японии, считает Кашин.