В правительстве готовят изменения в шкале НДФЛ и ставки налога на прибыль

Президент в послании анонсировал переход к более справедливому налогообложению
В краткосрочной перспективе более крутая прогрессивная шкала может привести к росту инвестиций
В краткосрочной перспективе более крутая прогрессивная шкала может привести к росту инвестиций / Юрий Смитюк / ТАСС

В правительстве начали работать над фискальными мерами, которые анонсировал Владимир Путин, сообщили «Ведомостям» близкий к кабмину источник, а также собеседник, знакомый с подготовкой поправок в Налоговый кодекс (НК). Минфин ведет эту работу уже с конца прошлого года, уточняют собеседники. По их словам, изменения в НК можно разбить на несколько групп. Первая касается работы над системой НДФЛ, в частности введения дополнительных ставок в прогрессивной шкале подоходного налога. По их словам, на данный момент нет готового решения, как именно усовершенствовать НДФЛ, – рассматривается масса разных вариантов. Но снижения начальной ставки в 13% среди них нет, уточнил один из собеседников. Вторая группа касается налога на прибыль. По сути, речь идет о повышении этого сбора, говорят источники. Конкретную величину они также не назвали. Наконец, еще один блок изменений – это налоговые льготы. Как по НДФЛ – их смогут получить граждане с более низкими доходами, – так и по налогу на прибыль – компании смогут претендовать на них в случае, если осуществляют капвложения.

С инициативой о более справедливом распределении налогового бремени как между физлицами, так и между компаниями выступил президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию. Он предложил модернизировать фискальную систему таким образом, чтобы обеспечивать необходимые ресурсы для выполнения общенациональных задач и региональных программ, сокращать неравенство как в целом в обществе, так и в развитии разных регионов. «Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы», – заявил президент.

Путин поручил правительству и парламенту подготовить конкретные предложения в ближайшее время. Когда изменения одобрят, их зафиксируют до 2030 г., пообещал президент. Президент не рассказал, как будет изменена система, раскрыв лишь некоторые детали будущих правок. В частности, он предложил увеличить в 2 раза налоговый вычет: до 2800 руб. в месяц на второго ребенка и до 6000 руб. на третьего и каждого последующего. Сейчас официально работающие граждане могут уменьшить налоговую базу, если у них есть несовершеннолетние дети. Размер годового дохода, на который распространяется вычет, президент также предложил повысить – с 350 000 до 450 000 руб.

Законодательные инициативы по дифференциации налогообложения, о которой говорил президент, уже подготовлены и будут представлены в правительство в этом году, заявил глава Минфина Антон Силуанов. Их проработка будет вестись совместно с законодателями и бизнесом, добавил он. При этом в октябре 2023 г. Силуанов сообщал, что планов менять ставки базовых налогов, включая НДФЛ, в 2024–2026 гг. у Минфина нет.

Вопросы, озвученные в послании президента, будут проработаны, говорить о конкретных параметрах пока преждевременно, сказал «Ведомостям» представитель Минфина. В Минэке вопросы переадресовали в Минфин и ФНС.

В краткосрочной перспективе более крутая прогрессивная шкала может привести к росту инвестиций

Прогрессивная шкала НДФЛ существовала в России с 1992 до 2001 г. Минимальная ставка при этом составляла 12%, максимальная – 35%. Затем власти ввели плоскую шкалу по этому налогу с общей ставкой в 13%, она действовала в течение 20 лет. В 2021 г. по инициативе президента в НДФЛ снова появился элемент прогрессии – для россиян с доходами менее 5 млн руб. в год ставка осталась на прежнем уровне в 13%, а для остальных выросла до 15%. Реформа существенно увеличила поступления по НДФЛ в бюджетную систему: за 2022 г., второй год ее действия, от состоятельных граждан туда поступил 1 трлн руб. (почти на 60% больше, чем в 2021 г.). Если стандартный налог (13%) идет в региональные бюджеты, то дополнительные 2 процентных пункта идут в федеральный бюджет и могут тратиться на общефедеральные проекты (сейчас – на лечение детей со сложными болезнями).

Повышение налога на прибыль обсуждалось на встрече президента с крупным бизнесом в ноябре прошлого года, писали «Ведомости». Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, который представлял бизнес на этой встрече, сообщил о готовности компаний к повышению ставки налога на прибыль, но в обмен на предоставление инвестиционных вычетов и гарантии неизменности нагрузки по другим налогам, таможенным пошлинам, тарифам естественных монополий и т. д.

Неоднозначная реформа

В экспертном сообществе по-разному оценивают макроэкономические последствия введения более справедливой системы налогообложения. Оценки опрошенных «Ведомостями» экспертов разделились на три группы: одни уверены, что Россию ждет замедление роста ВВП из-за сокращения деловой активности компаний, другие, напротив, прогнозируют рост показателя ввиду притока инвестиций. Третья группа аналитиков сомневается, что реформа в принципе способна оказать существенное влияние на основные индикаторы, так как речь идет о перераспределении средств в экономике, а не об их изъятии.

В 1992–2000 гг. прогрессивная шкала НДФЛ означала отток капитала, рост коррупции и криминализацию доходов, т. е. различные схемы по их сокрытию от налоговой, в том числе с использованием криптовалюты, считает экономист, автор Telegram-канала Spydell Finance Павел Рябов. Именно поэтому власти долго опасались возврата прогрессии.

В краткосрочной перспективе более крутая прогрессивная шкала может привести к росту инвестиций, отметил начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин. Владельцы компаний могут предпочесть не выплачивать себе дивиденды (чтобы не платить с них повышенную налоговую ставку), а реинвестировать в развитие бизнеса, пояснил он. По этим же причинам может сократиться отток капитала в форме прироста иностранных депозитов населения, что позитивно для курса рубля.

Кроме того, на долгосрочном горизонте расширение налоговой шкалы приведет к уменьшению зависимости российского бюджета от цен на нефть, продолжил эксперт. Даже несколько процентных пунктов налоговой ставки принесут в бюджет сотни миллиардов рублей, хотя налоговая база «богачей» и сузилась. Это позволит более стабильно развивать несырьевой сектор экономики за счет государственного потребления и инвестиций. Производство высокомаржинальных продуктов в этой сфере, в свою очередь, увеличит потенциал роста ВВП, отметил Кулагин.

Прогрессивная система налогообложения при прочих равных не оказывает значимого влияния на показатели экономики, уверен экономист, автор Telegram-канала True Value Виктор Тунев. Такая модель изымает лишь какую-то часть высокого дохода и перераспределяет на цели, которые общество считает более полезными. Это поможет снизить неравенство, но не скажется на экономике в целом, констатировал эксперт. При этом он признал, что реформа может в некоторой степени сдержать инфляцию, так как изъятие сверхдоходов в бюджет через прогрессию снижает совокупный спрос.

Развитие прогрессивной шкалы будет стимулировать сберегательную модель поведения у населения, что позволит уменьшить давление на платежный баланс со стороны импорта, рассуждает директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг. При этом увеличение капитальных затрат приведет к повышению потенциального объема ВВП при сохранении относительного высокого спроса на инвестиционный импорт. Эти факторы в перспективе приведут к снижению инфляционного давления, но не снимут с повестки дня умеренное, но устойчивое ослабление рубля, считает экономист.

Эффект для ВВП, скорее всего, будет нейтральным – повышенные корпоративные налоги при высоких ставках будут ограничивать инвестиции, но снижение расходов компаний и состоятельных потребителей будет компенсировано ростом госрасходов, анонсированном в послании, заявил главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. В любом случае ждать влияния реформы на экономику нужно только во второй половине 2025 г. – на это указывает опыт 2018 г. при подготовке к повышению НДС или 2020 г. при ожиданиях введения 15%-ной ставки для состоятельных россиян.