Минэк оценил рынок ГЧП в 720 млрд рублей в прошлом году

Для развития механизма министерство инициирует изменение профильного закона
Евгений Разумный / Ведомости

Объем рынка государственно-частного партнерства (ГЧП) в прошлом году, по предварительным данным, составил 720 млрд руб., из них 409 млрд руб. – это внебюджетные источники. Об этом сообщил директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэка Александр Киревнин в ходе круглого стола «Ведомостей» «Инфраструктура для страны 2024: новые стройки, новые вызовы».

«Исходя из данных 2023 г. мы видим, что интерес к проектам ГЧП находится на высоком уровне. Рост законтрактованных инвестиций в проекты ГЧП по сравнению с 2021 г. составил 38%. Отчасти этому способствовало принятие в 2023 г. системного закона в сфере ГЧП, благодаря которому повысилась прозрачность механизма концессии и его инвестиционная привлекательность», – отметил Киревнин. При этом пока результаты прошлого года не достигают рекордных показателей 2022 г. (926 млрд руб.).

По словам директора департамента, локомотивными отраслями с наибольшим объемом инвестиций в прошлом году стали социальная сфера и проекты по строительству кампусов и школ (38% от всех инвестиций), ЖКХ (34%) и транспорт и проекты платных автодорог и городского транспорта (25%). Всего в России находятся в стадии создания, эксплуатации или успешно завершены почти 4200 концессионных соглашений и соглашений о ГЧП на сумму более 4,4 трлн руб., из которых частные инвестиции составляют более 3,1 трлн руб., указал Киревнин.

Минэк совместно с Советом Федерации подготовили проект поправок в закон о ГПЧ, которые позволят реализовывать проекты в сфере промышленности. Министерство рассчитывает, что Госдума рассмотрит его в весеннюю сессию. Цель изменений – оказание поддержки проектам в критически важных с точки зрения технологического суверенитета отраслях промышленности, отметил он. Проекты должны соответствовать требованиям технологической таксономии и стоить не менее 10 млрд руб., объем собственных средств инвестора в проекте должен быть не менее 15% от стоимости проекта, добавил Киревнин.

«Нам уже поступили позиции по законопроекту от Минпромторга, РСПП, ВЭБ.РФ и крупнейших госбанков. Законопроект вызвал интерес и концептуально поддерживается участниками рынка ГЧП. Все поступившие предложения будут рассмотрены, чтобы выработать взвешенное решение», – сказал Киревнин.

Один из механизмов, который используют участники рынка ГЧП, это «инфраструктурное меню», заявила директор департамента комплексного развития территорий Минстроя Мария Синичич. По ее словам, с помощью него за 2 года было привлечено 72 млрд руб. инвестиций с соотношением «1 рубль бюджетных на 3 рубля внебюджетных источников». Обновление городов сейчас реализуется по программе комплексного развития территорий – всего это 500 проектов в области инфраструктуры и жилищного строительства, отметила Синичич, добавив, что этим инструментом можно охватить до 1000 проектов.

«Инфраструктурное меню» – это комплекс мер господдержки для развития городского обустройства и жилищного строительства, который был запущен в 2021 г. Частью этого инструмента стал выпуск облигаций ДОМ.РФ, отметил директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков. Сейчас в портфеле госкорпорации 46 проектов с общей суммой кредита 150 млрд – выбрано около 70 млрд руб. из этой суммы, то есть большая часть проектов находится в активной стадии, добавил он. По словам Аксакова, в прошлом году правкомиссией по региональному развитию было одобрено еще 14 новых проекта. Финансирование осуществляется через выпуск инфраструктурных облигаций – в 2023 г. ДОМ.РФ осуществил два таких выпуска на 45 млрд руб. На прошлой неделе закрылась книга заявок еще по двум размещениям на общую сумму 20 млрд руб. Аксаков отметил, что в этом году ДОМ.РФ планирует сделать еще несколько таких выпусков.

Роль госсектора в проектах ГЧП усиливается последние три года, этот рынок не может существовать без господдержки, заявил гендиректор национального центра ГЧП Павел Селезнев. Драйвером развития этого механизма стали госбанки, которые позволяют привлекать бюджетные и квази-бюджетные инвестиции через размещение облигаций, добавил он. По словам Селезнева, есть тенденция сокращения частной инициативы – компаний, готовых инвестировать большие средства в инфраструктуру, становится меньше.

Одной из проблем рынка ГЧП стал рост ключевой ставки до 16%, пришли к выводу участники круглого стола. Повышение ключевой ставки – это стрессовый сценарий как для инициатора проекта, так и для кредитующих банков, отметил управляющий директор бизнес-блока ВЭБ.РФ Сергей Евдокимов. По его словам, ужесточение кредитных условий оказывает самое большое влияние на проекты на инвестиционной стадии, где идет строительная фаза, закупается оборудование, а привлечение средств привязано к плавающей ставке. «Тогда возможности маневра ограничены, в этом случае эффект процентного риска будет зависеть от периода действия высокий ставки», – указал Евдокимов.

Для проектов в начальной стадии реализации это более безболезненный процесс, так как у инициатора есть возможность остановить активную фазу и дождаться более адекватных экономических условий, чтобы продолжить его реализацию, отметил управляющий директор бизнес-блока ВЭБа. Возможностей для маневра больше у проектов в операционной стадии, когда он вышел на финансовые результаты, указал Евдокимов.

Россия фактически оказалась отрезана от традиционных рынков сбыта и поставок оборудования, машин, из-за этого приходится адаптировать уже одобренные проекты и проектную документацию, отметил директор сектора инфраструктуры и развития городов ГК «Спектрум» Максим Луньков. Компаниям пришлось думать, как заменить оборудование без ухудшения качества его характеристик, указал он. В 2021 г. правительство позволило пересматривать ранее подписанные госконтракты. Благодаря этому удалось пересмотреть стоимость строительства и увеличить капитальный грант более чем на 20% по некоторым проектам, отметил Луньков.