США предупредили о борьбе с китайским демпингом
Реальных рычагов воздействия у Вашингтона немногоСША предупредили китайские власти о готовности вместе с союзниками принять новые протекционистские меры, если Пекин будет заваливать мировые рынки своими товарами с помощью демпинга. Прежде всего речь идет о секторе экологически чистой энергии – электромобилях, солнечных и литий-ионных батареях. Как сообщила 19 февраля газета Financial Times со ссылкой на двух американских чиновников, эту обеспокоенность в ходе февральских переговоров в Пекине передал замминистра финансов США по международным вопросом Джей Шамбо вице-премьеру Госсовета КНР Хэ Лифэну, который курирует в правительстве экономический блок.
Как считают в Вашингтоне, проблема избыточных производственных мощностей Китая приводит к ориентации его экономики на предложение, а не спрос. В такой ситуации Шамбо посоветовал Китаю не расценивать возможные ограничительные меры со стороны США или других стран как неожиданные. Остальной мир будет реагировать на китайский демпинг и это будет не необоснованная антикитайская мера, а ответ на действия КНР, сказал он. Отмечается, что в Вашингтоне хотят убедиться, что КНР серьезно относится к озабоченностям США, и эта тема станет основной во время планируемого в 2024 г. визита финансов Джанет Йеллен в Пекин.
Китайские власти в ответ указывают, что их электромобили не могут легко завоевать американский рынок из-за действия закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA) 2022 г. Он предусматривает расширение налоговых субсидий на покупки электромобилей, собранных в Северной Америке с использованием произведенных в США батарей. Кроме того, там до сих пор действует пошлина в размере 27,5% на автомобили, произведенные в Китае, которую ввел бывший президент США Дональд Трамп. Наконец, 31 января министр торговли США Джина Раймондо заявила, что китайские электромобили создают угрозу нацбезопасности для ее страны, так как они могут собирать конфиденциальную информацию о водителе и его передвижениях, а затем отправлять ее за границу.
Но совсем другая ситуация с китайскими электромобилями в Евросоюзе: там пошлина на автомобили из КНР составляет 9%, а доля китайских электромобилей на этом рынке, по данным The Guardian, удвоилась за период с 2021 по 2023 г. (составляет около 9%). И 4 октября 2023 г. Брюссель официально запустил антисубсидиарное расследование в отношении китайских электромобилей, которое займет до 13 месяцев. В Еврокомиссии подозревают, что быстро увеличить свою долю на европейском рынке китайским автопроизводителям удалось благодаря правительственным субсидиям. Власти КНР назвали это расследование «протекционистским актом», а в январе 2024 г. завели свое аналогичное дело против французского бренди. Официально китайское правительство субсидировало до 2023 г. лишь покупателей электромобилей. Всего на мировом рынке на долю КНР приходится до 60% от всех продаваемых электромобилей (в 2023 г. Китай экспортировал 1,2 млн автомобилей на новых источниках энергии) и около половины оборудования для производства солнечных панелей.
Эксперт по китайской экономике аналитического центра CSIS Скотт Кеннеди полагает, что США должны оказывать давление на Пекин, чтобы увидеть от него новые шаги по стимулированию внутреннего спроса. При этом он считает наиболее вероятным сценарием проведение США своих расследований наподобие тех, что ведет ЕС, которые могут привести к новым ограничениям.
В целом Китай признает риски, которые связаны с его избыточными производственными мощностями, и об этой проблеме несколько раз прямо говорил председатель КНР Си Цзиньпин. Но вместе с тем минкоммерции КНР в феврале 2024 г. заявило о планах поддерживать «здоровое развитие» экспорта своих электромобилей, включая расширение сотрудничества с иностранными партнерами.
На данный момент Европейский союз проводит расследование в отношении китайских электромобилей и США могут прибегнуть к подобным действиям в попытке ограничить экспорт Китая в передовых отраслях, считает профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков. По мнению эксперта, США могут принять ряд общепринятых в международной торговой практике и формально вписывающихся в нормы ВТО мер, таких как возбуждение расследований на предмет введения антикомпенсационных пошлин.
При этом, согласно данным за 2023 г., экспорт Китая постепенно сокращается, что затронуло почти все крупные товарные позиции. Исключением стали как раз автомобили, где прирост был достигнут за счет увеличения поставок электроавтомобилей, а также аккумуляторы и оборудование для чистой энергетики. По словам эксперта, если на первом этапе инициативы «Пояс и путь» Китай больше внимания уделял инфраструктуре, то теперь на первом месте стоят проекты, связанные с чистой энергетикой. Китай остается крупнейшим производителем данных видов продукции и полный отказ или введение запретительных мер на ее экспорт прежде всего отразится на темпах и скорости энергетического перехода импортеров, считает Цыплаков.
На сегодня США практически никак не могут повлиять на Китай, так как производство электромобилей и аккумуляторов зависит от редкоземельных элементов, которыми он очень хорошо обеспечен, отмечает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев. В теории санкции могут нанести серьезный ущерб самим США, говорит он, так как и они рассчитывают на материалы, поставляемые из Китая. Вероятно, у Китая в будущем будет все больше возможностей ограничивать США в сфере производства товаров в области чистой энергии, чем наоборот, заключает аналитик.