ЦБ предстоит найти баланс между снижением инфляции и перестройкой экономики

Обе эти цели не являются взаимоисключающими при грамотной монетарной политике
Евгений Разумный / Ведомости

Банк России запоздал с началом повышения ключевой ставки – делать это стоило весной 2023 г., а не летом, признала под конец года председатель регулятора Эльвира Набиуллина. ЦБ наверстал упущенное быстро: с лета ставка выросла с 7,5% до текущих 16% годовых. У регулятора непростая задача в новом году – привести инфляцию к цели 4–4,5% к его окончанию.

Возвращение инфляции к цели и ее стабилизация вблизи 4%, иными словами поддержание ценовой стабильности, – основная цель, вокруг которой ЦБ строит денежно-кредитную политику (ДКП). Ни рост экономики, ни курс рубля не являются для ДКП первоочередной задачей. Цель 4–4,5% уже под конец 2024 г. значит, что экономику ждет продолжительный период жесткой монетарной политики, отмечал регулятор по итогам последнего решения по ставке в прошлом году, 15 декабря. В 2023 г. ЦБ ждет годовую инфляцию вблизи верхней границы диапазона 7–7,5%.

Наряду с постоянным приведением инфляции к таргету ЦБ важно заякорить инфляционные ожидания населения, а они у граждан и у бизнеса сильно выше. В ближайшие 12 месяцев население ждет инфляции на уровне 14,2%, следует из декабрьского опроса Банка России, – это максимум с марта 2022 г. Наблюдаемая населением инфляция в декабре составляла 17%. У бизнеса средний ожидаемый темп роста цен в ближайшие три месяца – 7,2% в пересчете на год (в ноябре – 5,9%) и также находится на максимумах весны 2022 г.

Вы видите 15% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам