Минэкономразвития представило новую платформу для экспортеров

Компаниям пообещали полную информационную поддержку на всех этапах выхода на внешние рынки
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Минэкономразвития презентовало новую навигационную платформу для экспортеров – «Единый портал внешнеэкономической информации» версии 2.0. О его структуре и главных сервисах рассказала директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности министерства Лилия Щур-Труханович на Международной выставке-форуме «Россия».

Портал включает четыре раздела. Первый – навигатор участника ВЭД по административным процедурам. «Это дорожная карта для экспортеров, которые планируют выходить на внешние рынки», – рассказала Щур-Труханович. С помощью этого сервиса можно будет в режиме онлайн пройти все шаги, необходимые для продажи товара за рубеж: заключение контракта, подготовка товара к отправке, перевозка до пункта пропуска, прохождение госконтроля, фактический вывоз, транзит (если требуется) и расчеты по контракту.

На портале экспортеру будет доступна информация о том, во сколько обойдется каждая из этих процедур и как много времени она займет. Минэк уже разработал 100 сценариев экспорта по 40 приоритетным товарам и 12 странам. Бизнес подтвердил их востребованность, отметила директор департамента ведомства. Один из таких сценариев – поставка пшеницы и меслина из России в Иран транзитом через Азербайджан. По подсчетам ведомства, такая операция займет 42 дня и обойдется в 13 500 руб. (официальные сборы, установленные законом, без учета бизнес-расходов). В 2024 г. ведомство планирует довести число сценариев до 200, добавив маршруты в Катар, ОАЭ и Бразилию. Кроме того, навигатор дополнят импортными операциями в соответствии с запросами бизнеса.

Вторая подсистема – тепловая карта ограничений и тарифов. Она демонстрирует, какие торговые ограничения и таможенные пошлины установила каждая из стран – партнеров России. «Каждая страна защищает свой бизнес с помощью административных мер и таможенно-тарифного регулирования. Бизнесу нужно знать, как выйти в ту или иную страну, сможет ли товар быть конкурентноспособным, какими будут издержки», – объяснила Щур-Труханович. В будущем портал будет интегрирован с аналогичными национальными сервисами других государств для своевременной актуализации данных.

Кроме того, Минэк намерен вести постоянную работу с экспортерами для выявления новых торговых барьеров: компании будут сообщать, с какими проблемами при экспорте они столкнулись, чтобы ведомство вовремя узнавало о готовящихся ограничениях и случаях дискриминации российских товаров. «Будем проводить двусторонние консультации с иностранными партнерами, чтобы определить, где эксцессы, а где уже политика государства», – отметила директор департамента Минэка.

Третья подсистема портала будет включать полные сведения о российских мерах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, продолжила она. В этом сервисе также предусмотрена электронная форма для общения с бизнесом, чтобы компании могли присылать свои предложения и жалобы по поводу мер правительства. Сейчас они направляют обращения в свободной форме, и некоторые из них бывают скорее эмоциональными, чем содержательными, и это не позволяет эффективно сотрудничать, объяснила Щур-Труханович.

Чтобы отменить, скорректировать или ввести пошлину, властям нужно получить от компаний «четкую фактуру», обосновывающую принятие такого решения. «В зависимости от баланса рынка, если мы примем неправильное решение, мы либо допустим дефицит, либо профицит», – объяснила директор департамента Минэка. Компании, обратившиеся в министерство через эту форму, смогут отслеживать статус заявки в личном кабинете портала.

В четвертой подсистеме под названием «Международная торговля» будет представлена тепловая карта торговых соглашений с информацией о странах – партнерах России, аналитика по российскому экспорту услуг и товаров, мониторинг мировых цен и сводные отчеты о торговле.