В Минэке пояснили, как должна работать экономика предложения

Принципы российской модели перекликаются с рейганомикой, но не дублируют ее
Заместитель министра экономического развития Полина Крючкова / Дмитрий Астахов / РИА Новости

Не следует отождествлять российский вариант экономики предложения с почти одноименной теорией «экономики, ориентированной на предложение» или supply-side economics. Об этом заявила заместитель министра экономического развития Полина Крючкова на конференции «Ведомостей» «Налоговые итоги года».

«Первое – ассоциировать развитие стороны предложения с одной конкретной экономической теорией не совсем правильно. Второе – supply side economics как направление экономической мысли возникло в конце 1970-х годов во вполне конкретных условиях, в том числе политических – в противовес доминирующей на тот момент идее о поддержке совокупного спроса», – заявила Крючкова.

Российская рейганомика

Экономика предложения возникла в США в середине 1970-х годов в ответ на стагфляцию (одновременно стагнацию экономики и высокую инфляцию). Это антикейнсианская теория, то есть, она исходит из того, что участие государства в экономике должно быть сведено к минимуму. «Экономика предложения» стала расхожим термином  во время президентства Рональда Рейгана, который использовал его при описании своей бюджетно-налоговой политики .Во время его президентской кампании 1980 г. ключевой проблемой США была двузначная инфляция, которую Рейган описал как «слишком много долларов в погоне за слишком малым количеством товаров». Экономика предложения и так называемая рейганомика часто используются как синонимы.   

Одна из основных идей этой теории – снижение налоговых ставок, признала она. Но в целом supply-side economics призывает к переориентации с поддержки совокупного спроса на поддержку предложения, добавила Крючкова. Мягкой налоговой политике сопутствует минимизация использования бюджетных расходов, при этом предполагается, что стимулирование предложения приведет к увеличению доходов благодаря росту экономики в целом, пояснила замминистра. 

У российского варианта экономики предложения другие предпосылки, отметила Крючкова. По ее словам, Россия столкнулась с вопросом, как в условиях санкций и нарушения логистических цепочек удовлетворить спрос населения и бизнеса. 

«Понятно, что теперь в значительной части спрос должен удовлетворяться за счет внутреннего предложения. Но дьявол в деталях – и говорить надо не столько в о совокупном предложении, сколько о развитии конкретных товарных групп, услуг и так далее», – заявила замминистра. Кроме тех ниш, которые быстро заняли российские компании, есть целые отрасли, в которых развитие невозможно без поддержки государства, причем пусть только с помощью налоговой политики запустить их невозможно.

«Есть суперсложные многолетние проекты, где естественным образом ничего не произойдет, даже если обнулить налоговую нагрузку. С учетом всех рисков и потребностей в капитале такие отрасли вряд ли сами по себе возникнут. Налоговые инструменты – это лишь один из типов инструментов, наряду с льготным кредитованием, поручительствами институтов развития и так далее», – пояснила Крючкова.

Переход России к экономике предложения был анонсирован президентом на ПМЭФ в июне 2023 г. «Речь идет о переходе на качественно новый уровень развития – о суверенной экономике, которая не только реагирует на рыночную конъюнктуру и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос. Такая экономика – ее часто называют экономикой предложения – предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей и целых отраслей, в том числе по тем направлениям, где мы пока не проявили себя должным образом, но возможности для этого – научные возможности, творческий потенциал – у нас, конечно, имеются», – так описал Владимир Путин контуры новой модели развития. «Ведомости» подробно описывали, как она будет работать.