Эксперты оценили последствия от приостановки налоговых соглашений с недружественными странами

Переходного периода для бизнеса предусмотрено не будет, говорят источники
МИД и Минфин (на фото руководители министерств Сергей Лавров и Антон Силуанов) ответили санкциями на санкции/ Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Минфин и МИД предложили президенту Владимиру Путину издать указ о приостановке действия соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) со странами, которые ввели против России санкции.

«В случае поддержки <...> применение пониженных ставок налога у источника (освобождений от уплаты налога) в отношении доходов, на которые распространяется действие соглашений об избежании двойного налогообложения, будет приостановлено с момента издания соответствующего указа», – говорится в сообщении пресс-службы финансового министерства.

СИДН приостанавливаются в ответ на введение западными странами санкций в налоговой сфере. В частности, Совет ЕС в феврале включил Россию в так называемый черный список ЕС, напомнил Минфин. Договоренности с недружественными странами будут заморожены до восстановления нарушенных прав России, отметили в ведомстве.

Как сообщил «Ведомостям» близкий к правительству источник, мера начнет действовать сразу после публикации указа. При этом переходных периодов или исключений на данный момент не предполагается, уточнил он. По словам другого собеседника, также близкого к кабинету министров, последствия с точки зрения бюджета будут исключительно положительными, хотя доходы благодаря этому вырастут и не столь ощутимо – примерно на несколько десятков миллиардов рублей.

Евросоюз 14 февраля включил Россию в список стран, которые не сотрудничают в сфере налогообложения. Об этом сообщил Совет ЕС. В списке насчитывается 16 юрисдикций, например Багамские острова, Панама, Американские Виргинские острова, Тринидад и Тобаго. «Мы просим все перечисленные страны улучшить свою правовую базу и стремиться к соблюдению международных стандартов в области налогообложения», – отмечалось в сообщении.

Пересечение списков

Россия ведет список недружественных стран с марта прошлого года, в него входят государства, которые ввели антироссийские санкции или присоединились к ним. Перечень постоянно пополняется, сейчас в него входит около 50 юрисдикций – США, все члены ЕС, Великобритания, Украина, Япония, Австралия, Сингапур и др. С большинством из них были подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения. Заключенных СИДН нет с такими недружественными юрисдикциями, как, например, Тайвань, Багамские острова, Лихтенштейн.

Попадание в этот перечень означает, что власти ЕС смогут применять к сделкам и транзакциям с организациями из юрисдикций списка ряд мер, среди которых повышенное налогообложение «пассивных» доходов у источника в ЕС, более строгие правила КИК, обязанность раскрывать дополнительную информацию и запрет на вычет из налоговой базы некоторых расходов, понесенных в пользу резидентов юрисдикций из черного списка. 

Представитель Совета ЕС отказался комментировать предложение Минфина и МИДа. По его словам, диалог по вопросам, связанным с налогообложением, зашел в тупик после ввода российских войск на Украину.

Кроме совета ЕС, другой международный финансовый регулятор – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force; ФАТФ) – также причислил Россию фактически к токсичным юрисдикциям. ФАТФ приостановила членство России в организации 24 февраля. Росфинмониторинг назвал этот шаг политизированным. «Такое решение является безосновательным, не опирается на установленные процедуры и выходит за рамки мандата данной организации», – говорится в нем. По мнению Росфинмониторинга, это решение «идет вразрез» с целями ФАТФ по защите финансовых систем и экономики от угроз.

Эффект от разрыва

Приостановка СИДН по всему контуру недружественных стран – мера чрезвычайная, отметила партнер Б1 Марина Белякова. С учетом общей обстановки вступление в силу решения произойдет не позднее конца этого года, но, вероятно, раньше, полагает она. При этом, так как мера выглядит политической, а не стимулирующей к деофшоризации, сложно ожидать от нее гибкости и исключений для отдельных типов компаний, например государственных, добавила она.

Налог у источника привязан к дате перевода средств за рубеж, поэтому последствия для многих компаний наступят сразу после публикации указа, отметила налоговый партнер «Технологий доверия» Галина Науменко. В целом и сейчас на выплаты в адрес недружественных стран действуют ограничения, в частности, компании не могут выводить средства, например, в виде роялти или дивидендов без одобрения правкомиссии, напомнила она. Но, по всей видимости, указом эта возможность будет закрыта, полагает Науменко. Если правкомиссия разрешила компании платить роялти, допустим, в адрес холдинга в Люксембурге, то ставка налога у источника по действующим правилам составляет 15%: после принятия указа она поднимется до 20%, пояснила эксперт. Впрочем, в случае если российская компания получает, например, от своей «дочки» за рубежом дивиденды, то по общему правилу действует нулевая ставка при перечислении в Россию, вне зависимости от того, действует ли со страной СИДН, добавила Науменко. Налог взимается лишь при условии, если юрисдикция, где зарегистрирована структура, входит в так называемый черный список российского Минфина (в него входят такие страны, как Панама, Сейшелы, ОАЭ, Малайзия, Лихтенштейн и др.).  

Мера ударит в первую очередь по компаниям из недружественных юрисдикций (например, Франции, Японии, Германии), которые, несмотря на текущий контекст, сохраняли стратегические инвестиции в России, отметила Белякова. Например, дивиденды для многих таких инвесторов могли облагаться у источника в России под 5%, теперь же ставка поднимется до общих 15%. Разумеется, это не придаст популярности инвестированию в Россию. 

Влияние на бюджет будет складываться из множества факторов. В ряде случаев по международным налоговым соглашениям Россия была ограничена в праве по взиманию налога, а в случае приостановки действия договора такое ограничение снимается и бюджет может получить дополнительные доходы, полагает руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Но это работает и в обратную сторону. Там, где бюджет недружественных стран в период действия соглашений не мог пополняться, у иностранных бюджетов теперь тоже появится возможность взимать налог, добавил он. В любом случае деловая активность между Россией и недружественными странами существенно сократилась за прошлый год, что делает бюджетный эффект от приостановки соглашений ограниченным, резюмировал эксперт.

Помимо иностранных инвесторов объявленная мера негативно скажется и на интересах российских лиц, которые структурировали владение и финансирование российских активов через зарубежные страны, добавила Белякова. Но эффект надо оценивать предметно, пояснила она. Во-первых, по многим странам, соглашения с которыми могут быть приостановлены, ставки и так уже фактически подняты до общероссийских, а значит, и дополнительного вреда не будет. Во-вторых, структурировать российский бизнес через недружественные страны стало сложно, это понимание пришло еще прошлой весной. С тех пор планомерно осуществляются реструктуризации – например, перевод компаний из недружественных стран в ОАЭ, либо российские САРы, либо просто ликвидация компаний из недружественного периметра.

Кроме компаний мера может негативно сказаться на налоговой нагрузке на физлиц, у которых, например, открыты вклады в недружественных юрисдикциях, добавила Науменко. Им придется платить подоходный налог в обеих странах, пояснила она. 

СИДН – это двусторонний документ, поэтому вряд ли стоит рассчитывать, что вторая сторона продолжит применять его положения после приостановки действия в России, полагает партнер Kept Александр Токарев. Проекты по реструктуризации владения занимают, как правило, много времени, вплоть до года и более, поэтому многие компании, в том числе российские, заинтересованы в наличии переходного периода, чтобы успеть не только оценить последствия от данной меры и разработать «план Б», но и имплементировать его, добавил он.

Но с учетом того, что российские компании значительно сократили выплаты пассивных доходов в недружественные страны, негативный эффект сейчас для них может быть не таким существенным, полагает Токарев. Тем не менее для отдельных российских групп, которые сейчас находятся в процессе реструктуризации своей зарубежной структуры и, например, ликвидируют зарубежные субхолдинговые компании, отсутствие СИДН может повлечь значительные налоговые последствия в этих странах, уверен эксперт.

Общее правило Налогового кодекса – все налоговые изменения, которые ухудшают положение плательщиков, начинают применяться не ранее следующего за внесением поправок налогового периода, добавил партнер МЭФ Legal Александр Ерасов. Он надеется, что анонсированные изменения начнут применяться с учетом этого подхода.

Ни один из СИДН не предусматривает возможность приостановления действия соглашения. Действие соглашения может быть прекращено исключительно в случае его денонсации, отметила юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Линда Куркулите. 

Тем не менее в мае прошлого года это не помешало Латвии приостановить соглашение с Россией по политическим причинам, что стало первым таким кейсом, добавила она. Кроме возникновения непосредственно двойного налогообложения, приостановка соглашений заблокирует механизм урегулирования спорных ситуаций при признании лица налоговым резидентом одновременно двух юрисдикций, добавила Куркулите.